Сегодня
USD ЦБ88.0206
EUR ЦБ96.0371

Преимущества и недостатки продажи франшиз в России

В избранное Обсудить

Франшиза и франчайзингБизнес, основанный на продаже франшиз, дает возможность расширить свою сеть и развиваться по всей территории страны. Со стороны франчайзи, покупка франшизы позволяет развиваться на базе уже готовой, разработанной для успешной деятельности, бизнес-модели под известной торговой маркой. По этим причинам многие компании начинают активно продавать франшизу своего бизнеса.

Система франчайзинга, так стремительно развивающаяся на российском рынке, хорошо зарекомендовала себя быстрым способом раскрутки бренда и получением доверия со стороны потребителей. Как показывает экономический анализ российских компаний, 80% всех предприятий, успешно воспользовавшихся франчайзинговой схемой развития, уже миновали пятилетний рубеж, при этом их прибыль нарастает быстрыми темпами. Также, надо отметить, что возраст почти 60% компаний, самостоятельно развивающих сеть, не дотягивает и до двух лет.

Предприниматель, приобретая франшизу известной фирмы, получает несравнимые преимущества перед своими конкурентами и находится в заведомо выигрышном положении — работа идет непосредственно с опытными специалистами, которые помогут на всех этапах бизнеса, под известной торговой маркой, позволяющей с первых дней работы формировать клиентский поток. Франчайзи и сам франчайзер общими силами направляют свою работу на получение максимальной прибыли, и эта схема успешно действует во всех сферах деятельности.

Франчайзинг в России, как инновация в развитии бизнеса

статистика франшиза РоссияВ России, как и в любой другой стране, система франчайзинга основывается на одних и тех же определениях. Франшизой является форма организации бизнеса, при котором подписывается договор двумя сторонами на право передачи и использования бренда для работы на коммерческой основе.

Франчайзи — это предприниматель, покупающий франшизу и, соответственно, работающий под торговой маркой компании-партнера. От него, как правило, требуется продажа товаров или услуг, предоставляемых франчайзером по установленным в договоре условиям. В свою очередь франчайзер дает партнеру массу преимуществ: обеспечивает технологиями и разработками, технической, юридической и организационной поддержкой, делится репутацией своего бренда.

Правообладатель получает от нового партнера-франчайзи определенную сумму (паушальный взнос), как стоимость франшизы, и на ежемесячной или ежегодной основе регулярные выплаты (роялти).

Прежде, чем начать развивать бизнес по франчайзинговой системе, стоит определить темп ее развития на российском рынке, определить тенденции и перспективы. Для начала, немного статистики:

  • В России более 700 крупных компаний расширяются посредством продажи франшиз. Это не высокий показатель особенно для такой большой страны, как Россия. Данная система развития только недавно начала развиваться в нашей стране. Для сравнения: франчайзинговая схема успешно работает у 1000 компаний в Австралии, Германии и Испании отдельно, во Франции цифра франчайзеров достигла уже 1200.
  • 90% всех российских франчайзеров, как не удивительно, сконцентрировано в двух крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге.
  • Большая часть всех российских франшиз относится к сфере розничной торговли и общественного питания.
  • Из всех компаний, начавших свою деятельность по франчайзинговой системе, закрывается только 14%, в то время как процент обанкротившихся самостоятельных компаний составляет 85% (по данным Российской Ассоциации развития франчайзинга, за 5 лет).

Несмотря на то, что система франчайзингового развития является сравнительно молодым направлением в России и имеет еще небольшое число участников, ее популярность растет. Начиная с 2007 года, отмечается тенденция высокого спроса с низким предложением. За счет того, что частные предприниматели регулярно обращаются в крупные компании с просьбой сотрудничества под известным брендом, многие фирмы идут на попятную и начинают создавать франшизы.

Несмотря на то, что большинство франчайзеров собрано в двух городах России, сегодня многие региональные компании стараются соответствовать последним тенденциям в области развития бизнеса.
Нельзя не отметить и тенденцию повышения качества российских франшиз. С появлением новой компании на рынке франчайзинга, меняются условия, повышается уровень безопасности и гарантии успешного бизнеса. Также, можно отметить тенденцию развития предложений по продаже франшиз в области сервиса и услуг.

Россия готова для дальнейшего развития франчайзинга даже в условиях экономического кризиса, так как он позволяет более эффективно работать и развиваться в любой сфере деятельности. Банки это также хорошо понимают, поэтому предлагают предпринимателям, решившим открыть бизнес по франшизе, кредиты на льготных условиях.

Преимущества системы франчайзинга

Прибыльность франшизыСуществует три основных вида развития компании: открытие предприятий собственными силами, схема слияния и поглощения (M&A) и франчайзинг. Какие же преимущества имеет продажа франшиз перед остальными способами?

Привлечение капитала

Это преимущество особенно чувствуют компании с ограниченными финансовыми ресурсами, которые не могут самостоятельно развивать свою сеть. Продавая франшизу, все инвестиционные расходы на ее открытие берет франчайзи на себя. В очень крайних случаях, в этот процесс инвестирует сам франчайзер.

Младший партнер самостоятельно оплачивает все стартовые затраты, приобретает или арендует помещение, необходимое оборудование и инвентарь, проводит строительные работы в соответствии с корпоративным стилем. Франчайзи обеспечивает оборотными средствами весь бизнес и оплачивает работу персонала. Все это является прямым привлечением капитала в развитие сети.

В среднем, стартовые вложения со стороны франчайзи составляют 3 млн. рублей, то есть компания-правообладатель привлекает в оборот дополнительные средства в размере этой суммы.

Например, имея 20 франчайзинговых объектов, фирма привлекает капитал в 60 млн. рублей. Кроме того, франчайзи выплачивает паушальный взнос и ежемесячно роялти в зависимости от товарооборота.

Быстрое развитие сети

Франчайзинг дает значительное преимущество на фоне остальных способов расширения бизнеса. На основе первого плюса, формируется и второй — за счет отсутствия необходимости вкладывать собственные средства в открытие новой точки, сеть развивается с большой скоростью.

Присутствует и так называемый «эффект травы», когда инициатива успешного развития нового объекта идет от младшего партнера, то есть от франчайзи. Его собственная заинтересованность в высокой прибыли и положительных результатах дает основу для развития выгодной сети. Партнера не надо подгонять, чтобы получать от него хороший результат, чаще всего он сам активно принимает участие.

Плюсом здесь является и то, что предприниматель лучше знает специфику территории, на которой он планирует разместить купленную франшизу, чем центральная компания. Поэтому и открыть объект получается быстрее. Кроме того, он имеет административные ресурсы и знает нюансы локального рынка изнутри, что значительно облегчает процесс запуска франшизы.

Трудовой ресурс

Основополагающим моментом здесь является мотивация. Управленцы франшизных предприятий лучше справляются с ведением бизнеса, чем если бы на их место послали менеджера из центрального офиса. Мотивация — развитие собственного объекта, а не стороннего, который принадлежит компании. В него вложены кровные деньги, и поэтому руководители работают усерднее. Успех компании — это их успех, потери — это их потери. Франчайзи относятся более критично и объективно к персоналу нижнего звена, воспитывая работников для обеспечения высокого уровня обслуживания.

Удобная система управления

Для самостоятельного развития сети необходимо выстраивать громоздкую пирамиду эффективного управления, где один начальник управляет десятью руководителями, каждый из которых в свою очередь управляет еще десятью менеджерами и так далее. Это приводит к сложности и неповоротливости кадровой политики.
Во франчайзинговой сети руководители точек не зависят напрямую от центрального офиса, а лишь работают по строго прописанным стандартам в договоре для достижения общей цели. Так, например, в головном офисе Subway работают только 600 сотрудников и 250 агентов по всему миру, хотя компании принадлежит более 27 тысяч франчайзинговых предприятий.

Почему франшиза может не сработать?

Для некоторых предприятий может оказаться не все так радужно, как описано выше. Почему? В основном, на проигрыш влияет человеческий фактор. Безалаберность, равнодушие и невнимательность, желание заполучить легкие деньги, — все это может привести к кризу франшизного предприятия, а значит и всей сети в целом. Негативные стороны и их последствия:

  1. Нежелание тратить время и силы на развитие точки. После покупки франшизы, предприниматель может решить, что на этом его дело сделано, и что деньги должны идти к нему в карман автоматически. Он перестает следить за качеством продукции, уровнем обслуживания и даже банальными вещами — чистотой помещения. Отсюда следует низкий потребительский спрос и в последующем — бизнес разоряется.
  2. Франчайзер предоставляет неполную информацию и технологии или скрывает реальные факты о своей деятельности. Особенно, если партнером становится начинающий предприниматель, незнание малейших нюансов в бизнес-процессах может привести к большим расходам и потере клиентов.
  3. Основная ошибка российских франчайзеров и франчайзи — это отношения «каждый сам за себя». Многие франчайзи пренебрегают стандартами своего старшего партнера, не соблюдают нормы компании и считают, что после получения торговой марки, они будут самостоятельно вести бизнес. Также и со стороны франчайзеров, прописывая в договоре жесткие стандарты, они как бы ограждают себя от возможных потерь, виной которых становится франчайзи. Оба участника должны общими усилиями добиваться успеха и помогать друг другу.
  4. Некорректные расчеты. Многие правообладатели склонны рассматривать франчайзинг как обычную реализацию товара и за основу данных берут функционирование собственных успешных объектов. Отсюда начинается некорректное бизнес-планирование, которое в дальнейшем приводит к серьезным потерям франчайзи и самой компании.

Для самостоятельного подбора и сравнения бизнеса предлагаем воспользоваться простой формой поиска: вы можете ввести любое название или сумму денег, которую готовы инвестировать в собственное дело.

Оставьте комментарий