Сегодня
USD ЦБ85.5650
EUR ЦБ93.2641

Как экономить в поездках между городами

В избранное Обсудить

«Половину своей жизни мы проводим в дороге» — изрек однажды восточный мудрец. Рискну предположить, что в виду он имел не столько пресловутое «дао», сколько фактическое пребывание в пути меж населенными пунктами, которое в те времена занимало немало времени. Однако экономить на транспортных расходах тогда не позволяли ни технологии, ни банальный здравый смысл: кроме «пешком» и «верхом» вариантов просто не существовало.

В наше время путь, отнимавший у путешественников долгие недели и месяцы, может занять от пары часов до пары суток, и с каждым годом транспортный прогресс удивляет все больше. Денег он тоже стоит ощутимых. Чем быстрее растут стандарты скорости и комфорта, тем дороже нам, рядовым гражданам, обходится наше насущное «дао». Обшарпанные рейсовые «сараи» и незабвенные междугородние электрички с копеечными билетами меняются на двухэтажные неопланы и люксовые экспрессы, и все сложнее даже через интернет отхватить билет уровня «не-надо-кофе-только-довезите».

Бла бла кар
Bla Bla Car

Впрочем, прогресс не всегда повернут к народу пятой точкой. На помощь тем, кто экономит каждую копейку в частых разъездах, сравнительно недавно пришло дитя современных технологий и народного автостопа: сервис поиска попутчиков Bla-Bla-Car. При всей кажущейся ненадежности слова «попутчик», к которому так и просится эпитет «случайный» — это довольно надежный и многократно проверенный интернет-ресурс, при правильном обращении с которым возможно сэкономить кучу времени и денег на дороге и пересадках.

— Но это безрассудно – доверять свою жизнь случайному человеку – резонно воскликнут сейчас те, в ком дремлет тайный параноик. Откроем тайну: именно для них и написана эта статья. Так что, если это именно вы — то налейте своему внутреннему параноику чашечку какао, и постарайтесь не спеша прочитать вот это вот все вместе с ним.

Суть

Приложение Bla-Bla-Car (назовем его В-В-С) бесплатно скачивается на смартфон из стандартного Маркета, и после запуска и регистрации позволяет искать попутчиков по всей стране в режиме реального времени. Автовладельцы пишут, куда и когда они едут, сколько пассажиров и с каким багажом готовы принять, и во сколько обойдется проезд. Пассажиры, в свою очередь, рассматривают эти предложения, и выбирают оптимальные для себя.

Приложение бла бла кар
Приложение бла бла кар

Цена

Тарифы В-В-С приятно отличаются от цен на рейсовые автобусы, и уж тем более железнодорожный транспорт. Все просто: цель водителя – «отыграть» затраты на бензин, цель пассажира – добраться побыстрее. Так, скажем, от Москвы до Ярославля электричка вам обойдется в 700-1200 рублей, маршрутка в 800-1000 рублей, рейсовые автобус в 600-800 рублей, и все они привязаны к расписанию. Водители, найденные через В-В-С, возьмут с вас от 350 до 500 рублей, при этом вы сможете уехать практически в любое время. Стоимость может колебаться в зависимости от популярности направления, или срочности (к примеру, если водитель выставил поездку за час до отправления, и заинтересован набрать пассажиров – он снизит цену). Особенно ощутима экономия подобного рода в курортных городах в разгар сезона. К примеру, доехать от Ростова-На Дону до приморского Ейска с водителями В-В-С можно за 300-400 рублей. Прожженные таксисты не поедут дешевле 3000-5000 рублей, в зависимости от степени вашей доверчивости.

Стоимость поездки бла бла кар
Оплата проезда производится, как правило – по окончанию поездки, либо по договоренности с водителем, и главным образом наличными. Впрочем, если их при себе не оказалось – можно договориться сделать перевод через он-лайн сервисы, но это уже на усмотрение водителя. Так же вы не обязаны оплачивать проезд, если сломалась машина.

Напоследок стоит упомянуть, что В-В-С с начала 2017 года намеревался ввести комиссию за бронирование в размере 20% от стоимости проезда, однако реализован этот проект лишь в одном регионе — очевидно, как пилотный.

Риски

Вернее – их снижение.

  1. Во-первых, каждый регистрирующийся должен указать довольно точные данные о себе: полное имя, телефон и электронный адрес (требующие подтверждения, т.е. с липовым адресом регистрацию не пройдешь), четкое фото лица на аватарке, профиль в социальной сети, для автовладельцев – данные о машине. А это, согласитесь, не самый удачный вариант для потенциального маньяка. Ну, и логично, что чем меньше известно о вас, тем меньше желания с вами связываться.
  2. Во-вторых, здесь предусмотрена статистика опыта поездок. Каждый удачный набор попутчиков для водителя – лишний балл по завершению поездки, поскольку все ее участники заинтересованы в оценке друг друга. Поездка прошла хорошо – пишите в отзыве, какой же классный парень этот водитель Вася А., в то время, как Вася А. пишет про вас, что вы отличный и пунктуальный пассажир. Впрочем, если какой-нибудь Вася Б. показал себя в ходе поездки безответственным хамом, об этом тем более стоит написать. Логично, что если вы прочли массу нелестного о предстоящем попутчике, вы выберете не его, а «белого и пушистого», с хорошей и богатой историей отзывов? Кстати, при высоких оценках попутчиков профиль и пассажира и водителя меняется автоматически – с «новичка» до «опытного» (для очень востребованных и многократно проверенных водителей существует высшая оценка «амбассадор»).
  3. В третьих, к началу поездки вы можете оценить уровень риска поездки лично для вас. Если ехать очень надо, но за рулем невнятный дядя с полупустым профилем и отсутствием рейтинга, а вы – единственный пассажир и хрупкая девушка (пусть даже душой она — боксер Валера) – лучше, сославшись на мигрень, поискать более удачную компанию. В-В-С является лишь своеобразным форумом между водителями и пассажирами, не несет никаких обязательств по вашей безопасности, да и юридически, конечно, ничего не оформляет. Поэтому, как и при любом поступке, здесь не следует пренебрегать элементарной осторожностью и здравым смыслом. Здоровая психика и спокойная дорога — гораздо лучше, чем негативный отзыв, который может родить про вас невнятный дядя. Впрочем, при тех же условиях – если вы и вправду боксер Валера – можно и поехать.

bla bla car

Связь

В-В-С позволяет обмениваться сообщениями внутри сервиса ли посредством смс. Пассажир может задать вопрос водителю о деталях поездки, договориться о времени и месте встречи, и если все устроит — прямо в приложении забронировать свое место. Впрочем, если вы с ним взаимно оценили адекватность друг друга – можно сразу обменяться номерами телефонов. Конечно, взаимоуважение и доверие играет тут важную роль. Объявление о поездке и бронирование – весьма ответственный шаг, который станет составляющей взаимной оценки.

Хотите испортить себе В-В-С репутацию – не предупреждайте о смене планов и маршрутов, не отменяйте бронирование, если вдруг решили не ехать, игнорируйте звонки и смс — и это будет красочно описано в отзыве о вас взбешенными попутчиками. Кроме того – при всем доверии помните, что не лишним будет напомнить о себе вашим попутчикам накануне поездки: уточнение еще никому не мешало, а форс-мажоры случаются у всех, и чем раньше вы о них узнаете, тем раньше сможете найти новых пассажиров или водителя. В угоду внутреннему параноику особо недоверчивые могут сделать скриншоты переписки и бдительно мониторить степень ответственности попутчиков (это полезно при возврате стоимости бронирования, если поездка отменилась). Но такие случаи, скорее, исключение.

Оперативность

Как правило, водители предпочитают выкладывать сведения о своих поездках за 2-4 дня до отправления, но бывает, что у них, как и у пассажиров, возникает «срочняк» и объявление выскакивает буквально за полчаса до отправления. Поэтому список свободных мест постоянно и почти ежеминутно обновляется. Это неоценимо, когда возникает срочная необходимость «сорваться» в любом направлении нашей необъятной Родины. Просто откройте окно поиска, укажите интересующий вас город, дату, время, и вуаля – получите список водителей, которым с вами по пути. Впрочем, если у вас «пожар» — дату и время можно не указывать: сервис подберет ближайшие по времени маршруты. Иными словами, если вам на прогулке по ВДНХ взбрело в голову взглянуть на Софийский собор – с В-В-С вы можете отправиться из Москвы во Владимир чуть не через 15 минут.

Направления

Они могут быть прямыми (т.е. и водитель и пассажир следуют в один и тот же город) или транзитными (водитель следует через место посадки или высадки пассажира проездом). Все это весьма доступно и доходчиво изложено в детализации поездки, включая место старта и финиша. Учтите, что в случае транзита (если только отдельно взятый транзит не предусматривает проезжать город насквозь) посадка-высадка в центре водителю будет неудобна. Для этого на маршруте выбирается ближайшая окраина города или окружное шоссе в городской черте, и требовать обратного – как минимум не вежливо. Поэтому заранее обговорите этот момент, и позаботьтесь о такси или радостной толпе встречающих.

Популярными считаются направления между городами-милионниками, административными центрами регионов и внутри региона. На них можно найти маршруты практически на любое время. Если же вам срочно понадобился маршрут, скажем, Вологда-Урюпинск, то с тем же успехом можно найти маршруты с пересадками на том же В-В-С через областные и региональные центры.

Комфорт

По общепринятым условиям считается, что кроме водителя в машине может ехать не более 3 человек. Если вы водитель – учтите это при публикации маршрута, а если вы пассажир – увидев 4 посадочных места в обычной легковушке, спросите себя, готовы ли вы давиться втроем на заднем сидении, если впереди больше часа дороги? Впрочем, если в информации о машине отмечено нечто вроде «Фольксваген-Каравелла», то беспокоиться не стоит.

Также обязательно заранее предупредить о размере багажа: стандартом считается спортивная сумка или чемодан средних размеров. Если ваш багаж больше – обговорите это до посадки, ведь и водитель и попутчики тоже могут оказаться с багажом. Не забудьте проанализировать стандартный набор иконок В-В-С будущих пассажиров (отношение к курению, домашним животным, музыке и «поболтать»). Если вы окажетесь прямой противоположностью соседей — флегматичных курильщиков или жизнерадостных ЗОЖников, и будете всю дорогу отстаивать свои убеждения словом и делом, ядовитых комментариев в отзывах вам не избежать. Впрочем, достаточно просто соблюдать общепринятые правила приличия, и все будет ОК.

Заключение

В заключение можно сказать, что кроме вас – никто не может принимать решения «ехать-не ехать»: доля риска присутствует всегда и в любой поездке. Можно беспечно исколесить всю страну автостопом, но загреметь в больницу, споткнувшись о порог родного дома. Можно всю жизнь ездить проверенными транспортными компаниями, и через раз попадать в неприятные истории. Можно всю жизнь просидеть в четырех стенах, заранее опасаясь кирпича, который может упасть с крыши. А можно жить и радоваться жизни, помня замечательную максиму Джорджа Галифакса: разумный риск – самая похвальная сторона человеческого благоразумия.

Оставьте комментарий