Сегодня
USD ЦБ85.5650
EUR ЦБ93.2641

Как объяснить ребенку, что такое «деньги» и зачем они нужны?

В избранное Обсудить

Как привить детям правильное отношение к деньгам – вопрос, который начинает волновать родителей с тех пор, как чадо произнесло свое первое «хочу». Пожалуй, среди читателей не найдется никого, кто в детстве не мечтал однажды вырасти, и тратить зарплату на действительно интересные вещи, а не на скучный нарезной батон, кило риса и прочую чепуху. Однако, став взрослым, мало кто из нас реализовал свой детсадовский проект ежедневно съедать кило пломбира на обед, или, скажем, купить живого жирафа, чтобы Люська с шестого этажа лопнула от зависти.

родители деньги

Да, в душе мы остались теми же детьми, и порой не в силах отказать себе в наших «взрослых» игрушках, вроде айфона или сумочки. Но мы научились зарабатывать деньги, понимать их истинную цену, а главное – четко разграничивать понятия «хочу»/«могу», и конечно, этот опыт не пришел сам по себе. Поэтому прежде чем сурово отчитать свое чадо, закатившее скандал из-за некупленной игрушки, давайте вспомним себя в его возрасте, и подумаем: как в простой и доступной форме объяснить ребенку, что такое деньги, как с ними обращаться, как их считать и тратить разумно? Однако, для начала рассмотрим

Нежелательные крайности финансового воспитания

В разных семьях существуют диаметрально разные подходы к этому сложному и весьма деликатному направлению. Самые крайние можно условно разделить на три группы.

Патриархальный вариант: до тех пор, пока ребенок не повзрослел – ему ничего не надо знать о деньгах. Родители сами решают, что ему нужно, не допускают никаких самостоятельных покупок даже в подростковом возрасте, любые просьбы о приобретении чего-либо пресекаются жестко и по существу основными доводами «на это нет денег» или «вырастешь – сам заработаешь, тогда и купишь».

Что ожидается: дисциплинированный таким образом ребенок четко усвоит пределы допустимого, поймет, какие его просьбы удовлетворяются, а какие – нет, перестанет клянчить понапрасну, а как подрастет – все поймет и скажет спасибо.

Возможные последствия: будучи зажат в подобные жесткие рамки, ребенок возможно, и перестанет что-либо требовать, но будет постоянно ощущать себя обделенным в сравнении со сверстниками (от которых никуда не деться), а соответственно – грезить о вседозволенности в будущем гораздо в более опасных и безрассудных масштабах. Не имея ориентации в финансовой сфере, он не скоро сможет адаптироваться даже к лично заработанным деньгам, и распределять их целесообразно. В итоге печальный герой нашего времени к зрелому возрасту погрязнет в цепочках кредитов, отвязаться от которых порой совершенно невозможно.

Коммерческий вариант: ребенка с малых лет приучают ценить и считать деньги, используя для этого все сферы его жизни: подмел пол – пятачок; помыл посуду – десяточка; сходил в магазин – сдача, получил пятерку – стольник. Захотел чего-то большего – пообещай пятерки за семестр… За плохие оценки и отлынивание от домашних работ вводятся санкции и штрафы. Баланс сошелся – трать свои деньги на свое усмотрение, не сошелся – не обессудь, есть повод задуматься над своим поведением (учебой).

Что ожидается: это простая и удобная схема, стимулирующая ребенка на положительные стороны – отличную учебу, примерное поведение, помощь близким. Дитя с ранних лет приучается не только к труду и дисциплине, но и приобретает деловую хватку, что весьма важно в современном мире.

Возможные последствия: стираются грани между коммерцией и здоровыми семейными отношениями, которые подразумевают понятия взаимопомощи, сочувствия, любви. Монетизация труда бесспорно, дрессирует и задает высокую планку, но нивелирует значимость близких людей, а также многих моральных аспектов, без которых невозможно гармоничное развитие личности. Всё, что не приносит выгоды, теряет в глазах ребенка всякую ценность. В итоге получаем успешного и жесткого человека, который, скорее всего, построит крепкий бизнес, но вряд ли обретет истинное семейное счастье, или станет навещать вас в старости. Ведь его время будет стоить слишком дорого, и мало кому хватит средств его оплатить.

Либеральный вариант: родители не озадачиваются вопросами финансового воспитания ребенка, предпочитая решать более насущные проблемы — ведь гораздо важнее, чтобы он был обут, одет, накормлен и здоров. В их понимании информация о деньгах не столь важна, как, скажем, умение читать, слушаться взрослых, не шалить и не тащить в рот что попало.

Что ожидается: не нужно слишком рано форсировать столь меркантильный навык, как умение считать деньги. Все должно происходить своим чередом, и информацию о назначении монеток и купюр можно вкратце разъяснить, когда ребенок проявит к ним интерес. А все остальное, что ему необходимо, он и сам спросит, или узнает с возрастом самостоятельно, наблюдая за родителями и окружающими.

Возможные последствия: львиная доля информации о деньгах и их роли в жизни общества поступает от сверстников и из иных внешних источников. В лучшем случае ее дополняют отрывочные сведения от расспросов родителей, в худшем – она формируется из детской логики. В итоге – полное отсутствие понимания, почему Пете купили велосипед, а мне нельзя, обоюдные скандалы и слезы. Объяснения поздно спохватившихся родителей, порой перетекающие в обвинения, воспринимаются сквозь призму обиды, и усваиваются особенно слабо. Со временем, конечно, понимание придет, но тема денег раз и навсегда станет условно табуированной. А приобретенный букет психологических комплексов найдет воплощения в «заначках» от семьи, взаимном финансовом недоверии между супругами, невозможности совместного планирования семейного бюджета и т.п.

Конечно, все это – крайности, однако множество их вариаций мы наблюдали не раз и не два на примере чужих детей, а порой – и на собственном примере. Как же найти золотую середину и избежать возможных ошибок и перегибов в финансовом воспитании наших детей, чтобы не превратить их ни в бездушных гобсеков, ни в затравленных должников? Специалисты в области детской психологии не обошли эту тему стороной, и выработали несколько ответов на вопросы, как ненавязчиво реализовать желаемую модель финансовой грамотности ребенка в игровой форме.

Когда начинать?

Наиболее широко рекомендованный возраст – 4-5 лет, когда малыш уже начинает различать цифры и начальные навыки счета, и приобретает представление о разнице между дозволенным и недозволенным. В том числе – именно в эти годы ребенок перестает тащить в рот, что попало – по крайней мере, на глазах у родителей.

С чего начинать?

Для начала познакомьте ребенка с монетами: в его понимании – наиболее интересными и любопытными предметами. Перед игрой вместе помойте их зубным порошком или пастой: во-первых, они будут отлично блестеть, во-вторых – малыш поймет, какие они грязные, в третьих – здраво оценит, что ни к чему глотать невкусную железяку, которую можно обменять на «вкусняшку». Можно рассказать импровизированную сказку о том, что монетка запачкалась, пока путешествовала через много рук, чтобы помочь людям в покупках, и наконец, пришла погостить и к нам.

В такой же форме можно привить понятие номинала, попросив ребенка разложить монетки стопочками по достоинству и рассказав, как же получается, что десять рыженьких монеток заменяет одна серебристая. Частота подобных игр ни в коем случае не должна превышать количество традиционных подвижных забав или занятий с игрушками и конструкторами: ребенок не должен выделять ее особняком среди других игр. Вместе с тем – старайтесь играть «в деньги» так, чтобы дитя не забыло предыдущего урока.

Как играть в покупки?

Когда станет понятно, что ребенок достаточно хорошо ориентируется в номиналах монет – можно торжественно сообщить ему, что он уже знает достаточно, чтобы ему были доверены настоящие «взрослые деньги» — купюры (в игровых целях можно заменить их копиями, сделанными на ксероксе, заверив, что «взрослые деньги» следует беречь лишь для походов в магазин, иначе они быстро испортятся). Расскажите о разнице между монетами и купюрами, и научите играть ребенка «в магазин».

дети продают лимонад

Пусть попробует себя в роли продавца, покупателя, при этом в качестве «товара» можно использовать вещицы и сладости, которые разнятся по размеру и форме, и соответственно, могут иметь разную цену. Полезно так же ограничивать количество денег для похода «в магазин», чтобы ребенок научился самостоятельно определять лимит средств и возможных покупок. И не забывайте напоминать, что эта игра «в магазин», наравне с играми в «больницу», «парикмахерскую», «стройку», и т.п. – пока «понарошку».

Как приучать ребенка к настоящим покупкам?

Для начала просто возьмите своего маленького помощника с собой в супермаркет. Сообщите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы помогать вам – это придаст ему гордости и сконцентрирует внимание. Составьте небольшой список нужных товаров, и доверьте малышу брать выбранный товар, помещать его в корзину и вычеркивать из списка. При выборе товара рассуждайте вслух, почему вы выбираете именно его, а не, скажем, более дорогой или дешевый, и почему товары повседневной необходимости следует брать в первую очередь.

После обязательных покупок предоставьте ребенку возможность самостоятельно найти и выбрать что-либо, что хочется ему, при этом напомните про лимит денег на покупки и разъясните, что выбрав более дешевую вещь, он может сэкономить на что-либо еще. На кассе постарайтесь расплатиться наличными деньгами, чтобы дитя имело возможность наглядно наблюдать знакомый ему по игре процесс, а возможно – и поучаствовало в нем. В последующем полезно доверять ребенку совершать под вашим ненавязчивым присмотром мелкие покупки, значимые именно для домашнего хозяйства – хлеб, молоко, сыр и т.п. (позаботьтесь о том, чтобы домашние обязательно оценили по достоинству его расторопность и самостоятельность).

Когда давать карманные деньги детям?

5-6 лет – оптимальный возраст ребенка для формирования ответственности за доверенный ему капитал. К этому времени, с учетом соблюдения предыдущих советов, он уже вполне осознает их значимость. Выдав ребенку немного денег, объясните, что ими он волен распоряжаться на свое усмотрение, однако периодичность выдачи и сумма будет строго фиксирована (при этом наступите на себя, и обязательно сами соблюдайте указанные условия). Неважно – потеряло ли ваше чадо свои деньги, или разово потратило на пять мороженых на компанию – ни в коем случае не ругайте, а просто предложите ожидать следующей выдачи, ограничив себя в своих «хотелках».

карманные деньги

Кстати – это самое время рассказать малышу о своей зарплате: ведь вы тоже получаете от своего работодателя такие же «карманные деньги». Поделитесь с ним, как с равным, своим опытом, как вам удается распределить их на будущее. Расскажите о возможности и пользе накопления. И главное – ни в коем случае, что бы ни сделал ребенок – не отбирайте у него уже выданных или накопленных денег, это подорвет его доверие к вам. Лучше, объяснив причину взыскания, сократить до минимума или вовсе отменить выдачу следующих карманных денег: это окажет более действенный воспитательный эффект и даст отличный жизненный опыт.

Стоит ли давать возможность зарабатывать?

А почему бы и нет? Это отличный способ привить ребенку начальное понятие о ценности труда – как его собственного, так и чужого. Однако, не рекомендуется монетизировать буквально все занятия в доме. Не следует оплачивать элементарные домашние обязанности, вовремя сделанные уроки, каждую полученную пятерку (вспоминаем вариант коммерческой крайности). Но есть немало работ в доме, которые можно сделать в качестве бонуса. Скажем – покрасить пол, разделив условный гонорар воображаемой бригады маляров. Посеять в палисаднике семена, помыть окна, приготовить угощение для семейного вечера, сделать сложную поделку – все это вполне можно перевести в денежный эквивалент. В принципе – и удачно сданные первые зачеты (экзамены) тоже можно отметить скромной суммой: в конце концов, они не каждый день бывают, и это тоже очень ответственное событие.

Как избежать меркантильности?

Нет дороже денег, чем заработанные своим трудом – рано или поздно поймет ваше чадо, и здесь тоже нужно умело и мягко вмешаться, чтобы не перегнуть планку. Чтобы зарождающаяся финансовая грамотность не перетекла в банальную жадность – полезно рассказывать ребенку о пользе разумной взаимопомощи тем, кто оказался в беде или тем, кто нуждается во внимании.

нехочуха

Наиболее наглядно это можно показать, придя в приют для животных с гостинцами и вкусными подарками для его подопечных. Наблюдая реакцию собак и кошек на подаренные лакомства, малыш проникнется пониманием того, что дарить радость другим – не менее приятно, чем себе. Перед праздниками предложите выбрать подарки лично от него для членов семьи, и не скупитесь на восторги от выбранных сюрпризов. Всегда давайте понять, что деньги нужны главным образом для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

Как избежать долгов?

Кредиты – бич современного общества, и в большинстве своем они возникают именно на базе низкой финансовой грамотности. Поэтому постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, почему следует избегать долгов – с помощью карманных денег это можно сделать весьма легко и наглядно. Если он самостоятельно копит на дорогую и давно желанную игрушку – не поддавайтесь искушению пополнить накопления малыша из своих средств «от барского плеча». Это создаст у него ложное убеждение о том, что деньги могут внезапно появиться ниоткуда, стоит лишь сделать глазки, как у кота из мультфильма «Шрек-2». Лучше дать ему возможность честным трудом «заработать» эти средства.

Вместе с тем, расскажите, что постоянно отказывать себе во всем ради задуманной цели – тоже нехорошо, и на простых и понятных примерах объясните, как можно соблюдать наилучший баланс между желаемым и возможным.

Конечно, приведенный перечень советов сложно назвать полным или обязательным: каждый ребенок индивидуален, и никто лучше родителей не сможет определить, по какому именно пути следует идти в его воспитании. Да и сама детская психология – слишком сложная область исследования, чтобы пытаться ее четко систематизировать именно в аспекте начальной финансовой грамотности. В здоровой и крепкой семье порой бывает достаточно понимания ответственности за будущее малыша, помноженной на собственный опыт. И тогда родители справятся с любой сложной ситуацией не хуже профессиональных психологов.

Оставьте комментарий