Сегодня
USD ЦБ88.2824
EUR ЦБ96.2637

Как правильно составить бизнес-план?

Скачать Заказать Франшиза В избранное Обсудить

Бизнес-план – специальная документация, где в подробностях описаны «параметры» открываемого предприятия, проанализированы вероятные риски и возможные проблемы, описаны методы их предотвращения и решения. Выражаясь просто, план бизнеса для фирмы и инвестора необходим для получения ответа на вопрос «Выгодно ли открывать эту фирму, и какой смысл инвестору вкладывать в нее?»

Как составить бизнес план

Важно! Оформлять этот документ нужно в бумажном виде, с учетом принятых правил и норм. Такой проект позволит наглядно увидеть проблемы будущего бизнеса, показать желание предпринимателя добиться успеха, и упростить представление о бизнесе инвестору.

Что конкретно представляет собой бизнес-план, и какие задачи решает

Важно помнить, что проект будущего дела должны составлять только лидеры команды предпринимателей, или тот человек, который готов нести полную ответственность за свой проект. Но, всегда стоит дополнительно пользоваться услугами профессиональных юристов и консультантов, если план бизнеса составляется впервые.

Если обратиться за такой услугой в профессиональную консалтинговую фирму, то стоимость составления бизнес-плана варьируется в пределах 20 тыс. рублей. Поэтому, при желании сэкономить, можно изучить все тонкости составления этого документа самому, и только потом обратиться к недорогому консультанту за корректировками.

Главные задачи, которые решаются с помощью составления проекта бизнеса:

  • Исследовать перспективность роста предприятия в будущем;
  • Определить все финансовые вложения для предоставления рынку определенной услуги или товара;
  • Выявить главные рычаги, благодаря которым можно будет эффективно управлять проектом.

Полезно знать! План бизнеса составляется на перспективу фирмы, и его нужно продумывать на несколько лет вперед. На первый год все показатели нужно разбивать по месяцам, на второй – поквартально, с третьего по годовым показателям. Но, из-за нестабильности рынка и экономики многие предприниматели определили, что такое планирование неэффективно, и стоит рассчитывать все показатели лишь на 12 месяцев.

Основные требования составления бизнес-плана

Что нужно учитывать:

  • Написать бизнес-план стоит максимально простыми и понятными словами, без трудных для восприятия предложений и понятий;
  • Средний рекомендуемый размер документа – 25 страниц;
  • В плане проекта отражается максимум информации, полезной для инвестора;
  • Все подпункты выкладываются исключительно на проверенных данных, и рационально обоснованных предположениях;
  • План должен иметь стратегию, твердый фундамент, который полностью завершен по смыслу, с правильными, взаимосвязанными целями;
  • Инвестор должен четко увидеть будущее проекта, все его выгоды, и построить мысленный план раскрутки своего проекта;
  • Гибкость плана – важный плюс документа;
  • В плане нужно отразить все способы контроля над проектом.

Структура бизнес-плана: основные правила

Емкость и краткость – основополагающие критерии плана. Но если фирма масштабная, то вместо усредненных 25 страниц, его можно увеличить до 50-60, но не более. Все дополнения стоит отдельно вывести в приложении к плану проекта. Информацию нужно дозировать.

Дополнительные моменты. На которые нужно обратить внимание:

  • Аннотация (1 стр.). Тут прописывается обращение к вышестоящему руководству;
  • Резюме (2-3 стр.). Главные данные об открываемой фирме;
  • План бизнеса (25-60 стр.). Максимально подробно расписанная информация о предприятии, которую будут читать потенциальные инвесторы, партнеры, специалисты из различных областей.

Помните! Каждое конкретное дело имеет свои особенности – никто еще не придумал некоего «стандарта» для плана проекта, который будет подходить для всех случаев. Есть лишь общие правила составления документа, его структура.

Титульный лист

Прописываются следующие моменты:

  • Название проекта;
  • Название предприятия, где будет работать проект (адреса, телефоны, данные контактных лиц и руководителей);
  • Команда или создатель бизнес-плана;
  • Дата написания документа;
  • (Необязательно) самые важные финансовые показатели и расчеты по бизнесу.

Резюме

Любое дело начинается с главных выводов. Пишутся они в самом конце документа, но именно в них отражаются самые важные моменты проекта. Резюме – краткое описание готового бизнес-плана. Эту часть документа инвесторы читают всегда. Что в ней отображается:

  • Задачи, которые решает план бизнеса;
  • Нужда в денежных вливаниях, их задачи;
  • Данные о плане и его потребителях;
  • Выгодные отличия от фирм той же направленности;
  • Денежные показатели.

Концепция фирмы, ее задачи и цели

Часть проекта бизнеса, где описываются результаты анализа идеи (SWOT) анализ. Тут должны находиться все угрозы для компании, ее будущие возможности, сильные и слабые стороны. Анализируется:

  • Главная идея бизнеса;
  • Цели функционирования предприятия;
  • Характеристика сферы деятельности.

Описание услуг/товаров

Тут информацию нужно отразить максимально простыми словами, чтобы они были ясны даже для человека, ничего не понимающего в бизнесе. Что нужно отражать:

  • Характеристики товара или услуг, чем они будут полезны потребителю;
  • Выгода предложения для потребителя;
  • Оборудование, технологии, специалисты, которые нужны для работы предприятия.

Анализ рынка

Для каждого проекта бизнеса очень важен правильный маркетинговый анализ рынка. Вначале нужно провести обработку довольно большого объема дынных:

  • Потребителей;
  • Конкурентов (их отличия, особенности работы и т.д.);
  • Рыночных сегментов;
  • Размера рынка;
  • Роста рынка;
  • Оценочной доли на рынке;
  • Целевой аудитории;
  • Влияния конкуренции на проект.

Маркетинговый план предприятия

Главная задача этой части – получить расположение и доверие инвестора. Если нет профильного маркетингового образования, то стоит либо изучить некоторую информацию, либо обратиться к услугам профессионала. Что отражается в части:

  • Расстановка маркетинга: главные параметры товара/услуги, их сравнение с конкурентными;
  • Ценообразование: правильная установка стоимости услуги/товара;
  • Схема реализации продукции;
  • Способы повышения продаж.

Производственный план

Тут описываются все детали, касаемо необходимых помещений, где будет располагаться фирма, какое нужно закупить оборудование, каких специалистов нанять:

  • Месторасположение зданий;
  • Техника, оборудование;
  • Источники приобретения главных материалов, оборудования;
  • Сотрудничество с субподрядными компаниями.

Финансовый план

В нем указываются:

  • Прогнозируемые продажи, выручка, себестоимость продукции и т.д.;
  • Риски, и какими путями их можно обойти;
  • Возможные убытки;
  • Прогнозирование движения финансовых средств (на месяцы за первый год, затем на каждый квартал);
  • Годовая балансовая ведомость.

Анализ рисков предприятия

Тут создатель плана проекта бизнеса проводит тщательное исследование сферы своей будущей деятельности, и находит все возможные риски, что могут принести убытки, негативно сказаться на сроках и целях проекта. Учитываются не только финансовые, но и природные, социальные, отраслевые и другие риски. Затем описывается подробный план избегания этих рисков, который будет эффективным, или же методы минимизации потерь для компании.

Так, в рисковом анализе указывается:

  • Перечень возможных угроз для бизнеса;
  • Методичные комплексы и инструменты, с помощью которых можно ликвидировать проблемы;
  • Поведенческие модели компании в случае возникновения проблем, которые не повлияют на прибыльность и развитие проекта;
  • Обоснование эффективности вышеописанных моделей поведения.

Приложения

Как закончить бизнес план

Последняя часть плана будущего предприятия. Может состоять из:

  • Цитат;
  • Дополнительных документов;
  • Источников информации;
  • Копий договоров;
  • Перечня партнеров;
  • Таблиц расчетов;
  • Писем потребителей;
  • Статистических данных;
  • И т.д.

Как правильно сделать финансовую модель проекта

Основа любого бизнеса – его финансовая модель. С ее помощью все планы по развитию проекта переводятся в конкретные цифры, которые будут показывать все вводные, влияющие на прибыльность фирмы. Эти показатели будут задавать целевые KPI.

Строится финансовая модель на основе всей той информации, что была собрана в процессе разработки предыдущих разделов бизнес-плана. Сюда входит план продаж, анализ рынка, налоги, штатное расписание, прогнозы расходов/доходов компании. Все это покажет, насколько бизнес будет экономически эффективен, и какую прибыль можно будет получать.

Если цифры не устраивают, тогда стоит пересмотреть все пункты бизнес-плана, переработать исходный материал. Быть может, что стоит уменьшить штат сотрудников, сменить расположение компании, провести повторный анализ рынка, скорректировать продукт/услугу.

Полезно знать! Создавать финансовую модель проще всего в программе Microsoft Excel. Но, есть и более удобные средства, подходящие непрофессионалам: Альт-Инвест, Project Expert и т.п. В эти программы нужно будет лишь ввести исходные данные, а на выходе получить все расчеты в наиболее удобном виде.

Каждый бизнес начинается с подробных расчетов и бизнес-плана, это не прихоть, это необходимость, ведь без описания проекта невозможно будет привлечь инвестиции в будущий проект. Стоит внимательно подойти к этому вопросы, и начать собственное дело с уверенностью в его будущем.

Заказать бизнес план

Оставьте комментарий