Сегодня
USD ЦБ87.8077
EUR ЦБ95.7849

Бизнес на гидропонике в закрытых помещениях

Скачать Заказать Франшиза В избранное Обсудить

Свежие овощи и зелень продаются сегодня в любой сезон года. А современные агротехнологии позволяют собирать высокие урожаи даже на небольших территориях.

Бизнес на гидропонике

Что представляет собой теплица на гидропонике?

Это мобильное или стационарное сельскохозяйственное приспособление позволяет выращивать овощи, пищевую зелень и прочие культуры без почвы – на специализированных питательных растворах.

Преимущества и перспективы бизнеса

Выращивание салата на гидропонике, а также разведение таким способом некоторых других овощей и огородной зелени очень популярно у начинающих предпринимателей в сельскохозяйственной сфере. Причин этого явления немало:

  • такой способ выращивания культур не требует особенных физических усилий в отличие от традиционного растениеводства, например грядку можно поднять на любую удобную для сбора готовой продукции высоту;
  • риски производственных убытков минимальны, в частности растения не могут погибнуть от жажды, так как изначально находятся в водной среде;
  • аренда территории под сельхозугодья отличается доступной стоимостью.

Бизнес не имеет ярко выраженной сезонности и будет приносить доход круглогодично, ведь спрос на свежие овощи и зелень имеется всегда.

Бизнес-план гидропоника: с чего начать?

Анализ рынка и конкурентов

Перед стартом бизнеса следует внимательно проанализировать состояние рынка в этой сфере, оценить уровень потребительского спроса на продукцию и разработать маркетинговую стратегию, которая будет давать предпринимателю какие-либо конкурентные преимущества. Нужно предлагать более выгодные условия для оптовых покупателей: устанавливать на товар более низкую стоимость, внедрить систему скидок, но главное – гарантировать его высокое качество.

Оценка рисков

К рискам данного бизнеса относятся:

  • высокая стоимость электроэнергии – проблема решается обустройством в теплице в зимний период иного вида отопления, например дровяного или на пеллетах;
  • необходимость доставки свежей продукции покупателю, пока она еще не потеряла товарного вида – на первых порах целесообразно будет не заниматься реализацией овощей и зелени самостоятельно, а заключить договора с местными магазинами и предпринимателями, торгующими на рынках;
  • значительный уровень конкуренции на рынке – возможно, есть смысл выращивать продукцию, которая не представлена у других сельхозпроизводителей региона.

Организационные вопросы

Регистрация предпринимательской деятельности

В качестве нормативно-правовой формы ведения бизнеса можно выбрать ИП или ООО. Второй вариант предпочтительнее, если планируется сотрудничество с юридическими лицами, открытие собственных точек реализации продукции или если у компании более одного собственника. Оптимальная система налогообложения на начальном этапе – УСН. Позже, когда объемы производства позволят заключать договоры на крупнооптовые поставки продукции, рациональнее будет перейти на общую систему уплаты налогов.

Из классификатора ОКВЭД более всего подойдет код 01.13, необходимый для выращивания овощей, корнеплодов, грибов и трюфелей, а также код 01.19, регламентирующий разведение других культур. Второй нужен, если теплица будет специализироваться и на цветоводстве.

Список необходимых бумаг также включает в себя:

  • документ из СЭС о безопасности выращиваемой продукции (с заключениями лаборатории);
  • разрешение пожарной инспекции;
  • договоры с местными коммунальными службами.

Никаких иных разрешений или дорогостоящих лицензий для гидропонного бизнеса получать не нужно, независимо от того, какими сельскохозяйственными культурами решит заниматься предприниматель.

Выбор и обустройство участка

Теплицу на гидропонике целесообразно размещать вне городской черты, однако на удалении от крупных населенных пунктов не более чем на 50–70 км – для сокращения транспортных расходов при сбыте товара и покупке всего необходимого для предприятия. Лучше выбирать участок земли, не представляющий для местного сообщества ценности в сельскохозяйственном плане, с непригодной для возделывания аграрных культур почвой – так можно сэкономить на аренде территории.

При заключении договора можно прописать в нем возможность выкупа участка по мере того, как компания начнет становиться рентабельной, в том числе – первоочередного выкупа, если собственник земли решит ее продать по окончании действия аренды.

Кроме самой теплицы, на территории необходимы некоторые постройки, которые будут использоваться как складское помещение, а также как офис предприятия и место для упаковки готовой продукции. Достаточно будет приобрести 2 вагончика-бытовки. Территорию следует обнести забором, обустроить подъездные пути, подвести коммуникации (электроэнергию и воду).

Саму теплицу также стоит оснастить должным образом. Первым делом следует выбрать гидропонную систему, которая будет использоваться на предприятии: проточную, предусматривающую погружение в водно-питательный субстрат корней растений, или капельную, когда капли раствора подаются под основание стебля. Первый вариант, называемый также циркуляционным, оптимален при выращивании зелени и невысоких овощных растений. Капельную систему используют при разведении большинства овощей. Можно также применять комбинированное, проточно-капельное питание: так выращиваются клубника и другие ягоды.

Также следует закупить:

  • стеллажи для грядок и складского хранения;
  • систему полива;
  • обогревательные приборы;
  • фильтры для воды;
  • электрогенератор на случай аварийного прекращения подачи энергии;
  • инструмент для очистки собранных растений и их упаковки.

Важным вопросом является выбор покрытия теплицы. Это может быть стекло, мягкий полиэтилен или твердые прозрачные пластики. Стекло не является предпочтительным вариантом – оно пропускает слишком много тепла, что в солнечном регионе может вызвать ожог листвы, стоит недешево и весьма травмоопасно при случайном повреждении. Полиэтилен доступен по цене, но крайне недолговечен. Лучше обратить внимание на прозрачные, легкие, безопасные в использовании и недорогие акрил и поликарбонат.

Необходимые расходные материалы – семена, питательный концентрат, упаковка для продукции во время ее транспортировки и последующей реализации. В качестве последней лучше выбирать не традиционные полиэтиленовые кульки, а целлофановые или плотные бумажные пакеты-конусы либо прозрачные пластиковые контейнеры. Такая упаковка позволит упростить транспортировку и улучшить товарный вид продукции. Фасовать овощи, ягоды, зелень следует по 50–150 гр. Можно выпускать наборы ассорти с 2–4 видами растений.

Для транспортировки готовой продукции и для некоторых других операций нужен будет автомобиль. Подойдет пикап, грузовой микроавтобус или переоборудованная легковая машина (с увеличенным за счет снятых задних сидений багажником). Для уменьшения затрат можно брать транспортное средство в аренду по мере необходимости.

Что лучше выращивать по гидропонной системе?

Ягоды на гидропонике

Вопрос выбора культуры для разведения является приоритетным. На старте бизнеса лучше ограничиться несколькими позициями, впоследствии расширяя ассортимент. На гидропонике можно выращивать:

  • практически любые овощи с надземным расположением плодов (огурцы, помидоры, сладкий перец, баклажаны);
  • большинство овощей-корнеплодов (редис, редьку);
  • огородную зелень (укроп, петрушку, зеленый лук, кинзу, многочисленные сорта салатов);
  • мелкокустовые ягоды (клубнику, землянику);
  • цветы;
  • лекарственные травы.

Можно также разводить рассаду для последующей ее реализации населению, проращивать зерно. Последнее решает вопрос обеспечения в зимнее время сельскохозяйственных животных зеленым кормом.

При подборе растений для выращивания следует учитывать период их вегетации, требуемую одной единице площадь для посева, выносливость, условия разведения, стоимость готовой продукции и спрос на нее.

Подбор кадров

Если собственник бизнеса обладает опытом огородника, а масштабы производства невелики, он способен справиться с работой самостоятельно. В его задачи будет входить контроль за работой автоматизированной системы полива, влажностью в теплице, уровнем освещенности. Затем ему будет необходимо собрать и упаковать урожай, а также высеять новую партию растений. Если опыта и знаний предпринимателю не хватает, а также при больших объемах производства нужны помощники.

Штат предприятия может состоять из:

  • администратора;
  • технолога (оптимально – специализирующегося на гидропонном выращивании культур);
  • 2–3 растениеводов, которые будут следить за ростом и состоянием растений;
  • мастера оборудования;
  • разнорабочего, одновременно выполняющего задачи водителя.

Ведение бухгалтерского учета поручается приходящему специалисту, вопросы охраны территории решает местное ЧОП. Задачи упаковщиков готовой продукции выполняют по мере надобности сотрудники предприятия, можно также нанимать для этой работы временных работников с повременной оплатой.

Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые контракты, в которые обязательно нужно включить пункт о неразглашении рабочей информации – всего, что касается гидропоники, например состава питательного субстрата.

Формирование базы поставщиков сырья

Сырьем для гидропонного выращивания растений служат их семена. Закупать их следует у проверенных поставщиков, опираясь при выборе не на минимальную цену, а на качество продукта и широту его ассортимента.

Поиск каналов сбыта продукции

Продажа клубники

Заняться поиском каналов сбыта лучше до запуска предприятия – так можно заранее определить объем и ассортимент необходимого производства. Поставлять готовую продукцию можно:

  • на рынки и специализированные базы, реализовывая ее самостоятельно или сдавая по закупочным ценам, что менее прибыльно, но более быстро и удобно;
  • на оптовые склады сельскохозяйственного профиля – вариант выгоден тем, что многие оптовики забирают продукцию самовывозом;
  • в кафе и рестораны;
  • на предприятия розничной торговли.

Финансовые расчёты

Инвестиции в открытие бизнеса

Бизнес-план теплицы на гидропонике подразумевает следующие стартовые вложения в дело (в тысячах рублей):

  • регистрация предприятия – 10;
  • аренда земли на период подготовки к запуску – 10;
  • покупка и монтаж теплиц, их внутреннее оснащение – 150;
  • покупка и оборудование офисного и складского вагончика – 100;
  • приобретение и монтаж гидропонной системы – 200;
  • закупка семян, питательного субстрата, упаковки на первый месяц работы – 20;
  • затраты на поиск каналов сбыта (печать листовок, подача объявлений в местные СМИ) – 20;
  • резерв – 20.

Итого – 530 000 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячно компания будет тратить (в тысячах рублей):

  • коммунальные платежи – 10;
  • закупка семян, упаковки, расходных материалов – 20;
  • зарплата персонала – 100;
  • расходы на аренду транспорта и другие неучтенные траты – 20.

Итого: 150 000 рублей

Доходы

Первая партия урожая продается через месяц после высаживания. Стоимость каждого вида продукции различна и меняется в зависимости от сезона, для расчетов взята средняя цена за позицию (в рублях):

  • 70 для зелени;
  • 100 для овощей;
  • 150 для ягод;
  • 30–150 для рассады;
  • 50–150 для лекарственных растений.

Гидропонная теплица позволяет выращивать культуры в несколько этапов – до 12 партий зелени в год, до 3 партий овощей и ягод. Рассаду целесообразно выращивать только в зимне-весенний период.

При правильно построенной маркетинговой стратегии в год можно заработать 3 миллиона рублей, что в среднем в месяц составит 250 000 руб.

Расчёт прибыли и показателей рентабельности

Чистая прибыль в месяц составит 100 тысяч рублей, рентабельность предприятия – 40%. Срок окупаемости гидропонной теплицы – около полугода.

Хорошая рентабельность дела достигается за счет его всесезонности и значительных торговых наценок на готовую продукцию, а конкурентоспособность бизнеса обеспечивается высоким качеством выращиваемых растений.

Купить готовый бизнес план

Оставьте комментарий