Сегодня
USD ЦБ87.8077
EUR ЦБ95.7849

Аптечный бизнес – один из самых успешных, ведь нет человека, который ни разу в жизни не покупал медикаменты или сопутствующие товары.

Аптечный бизнес

Особенности аптечного бизнеса и его преимущества

Начать аптечный бизнес – это всегда заявка на успех, ведь заведение будет предлагать очень востребованную продукцию, однако оно неизбежно столкнется с серьезной конкуренцией. Кроме того, обслуживание подобного магазина недешевое.

Среди достоинств бизнеса – его всесезонность, большой спрос на товары, хорошие бонусы при сотрудничестве с мерчендайзерами, возможность предложить покупателю вместе с лекарствами сопутствующие товары (оборудование – термометры, тонометры, глюкометры, а также витамины, эфирные масла, БАДы, косметику).

В качестве минусов открытия аптеки можно считать:

  • сложность в оформлении разрешений;
  • необходимость соответствия помещения и сотрудников высоким требованиям;
  • значительные стартовые вложения;
  • невозможность устанавливать желаемую наценку на некоторые препараты – их стоимость контролирует государство.

Классификация аптек

Все аптечные заведения можно разделить на несколько типов:

  • аптечный пункт;
  • аптечный киоск;
  • аптека готовых препаратов;
  • аптека, производящая любые медикаменты собственными силами;
  • аптека, производящая только асептические препараты (т. е. не подвергаемые стерилизации).

Отличаются они друг от друга в основном ассортиментом, например в аптеке можно купить все, включая лекарства по рецепту. Ядовитые вещества реализуются только в аптеках и киосках. В пунктах продаются только самые распространенные медикаменты.

Начинать бизнес лучше с открытия аптеки готовых препаратов, потому что пункты и киоски чаще всего не являются самостоятельной торговой единицей – это структурные подразделения крупных сетей. Однако они окупаются гораздо быстрее, потому есть смысл рассмотреть возможность работы по франшизе.

Кто может открыть собственную аптеку?

Весь персонал аптеки, включая управляющего, должен иметь высшее или среднее профильное (медицинское, фармацевтический профиль) образование. Руководитель должен иметь опыт работы в соответствующей сфере:

  • три года при наличии высшего образования;
  • пять лет для среднего.

Собственнику бизнеса заканчивать профильный ВУЗ или медколледж не обязательно: достаточно нанять персонал, который будет соответствовать всем требованиям.

Организация аптечного бизнеса: пошаговое руководство

Регистрация деятельности, пакет документов

Регистрировать дело можно в формате ИП или ООО. Второй вариант оптимален для компании, которая планирует со временем перерасти в сеть. Кроме того, такой статус дает больше возможностей при сотрудничестве с поставщиками и повышает доверие к компании.

Из классификатора ОКВЭД следует выбрать следующие коды:

  • 52.31, предполагающий розничную торговлю фармацевтическими товарами;
  • 52.32, регламентирующий розничную торговлю медицинской и ортопедической продукцией;
  • 52.33, обязательный, если в заведении будет вестись розничная торговля косметикой и парфюмерий.

Можно также добавить код 52.12, нужный для организации розничной торговли любыми товарами, не упомянутыми в других главах классификатора.

Среди обязательных документов понадобятся разрешения на работу от СЭС, Роспотребнадзора, Роспожарнадзора, договоры с местными коммунальными службами, разработанная самостоятельно или заказанная в профильной фирме программа производственного контроля. Нужны также копии дипломов и санитарные книжки каждого сотрудника.

Работа аптеки подлежит обязательному лицензированию. Получить фармацевтическую лицензию в Министерстве здравоохранения можно самостоятельно. Более быстрым, но и более дорогим путем будет заказать оформление этого документа в специализированной компании.

Требования к помещению

Минимальная площадь торговой точки этого профиля должна составлять:

  • 65–70 кв. м для заведения в формате полноценной аптеки;
  • 15–20 кв. м, если планируется открытие пункта или киоска.

Размещаться аптека может в любом районе города – спрос на медикаменты стабилен везде. Главное условие – в пешей доступности не должно быть конкурентов.

Помещение должно иметь торговый зал, подсобные комнаты для персонала (гардероб, санузел, уголок приема пищи), зону приема, распаковки и сортировки товара, склад. Нелишним будет организовать отдельный кабинет для руководителя и бухгалтера.

Аптеку нужно оснастить сигнализацией: пожарной и охранной. В заведении обязаны быть электричество, водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляция. В складской зоне следует разместить устройства, которые регистрируют температуру и влажность воздуха.

Пол в аптеке должен быть утепленным, покрытым линолеумом или керамическим материалом. Потолок и стены будут подвергаться влажной уборке с использованием дезинфицирующих средств, поэтому их следует отделать влагостойкой плиткой или окрасить. В местах стыка потолка, стен и пола не должно быть никаких выступов, углублений, карнизов и т. д.

Требования к оборудованию

Оборудование для аптеки

В обязательный набор оборудования входят:

  • открытые стеллажи;
  • закрытые витрины со стеклянными дверцами;
  • прилавок;
  • шкафы для складского хранения товаров;
  • холодильники (специальные фармацевтические или обычные бытовые);
  • фармацевтический морозильник;
  • сейф для хранения особых (например, психотропных) веществ.

Также понадобятся компьютер или ноутбук, мебель для персонала, кассовый аппарат.

Программное обеспечение

Для контроля за движением товара, его наличием на складе, сроком годности и другими параметрами потребуется профильное программное обеспечение. Подобная система позволяет без проблем вести учет товарного запаса и своевременно пополнять ассортимент медикаментов.

Персонал

Для начала работы нужно нанять следующих сотрудников:

  • управляющего;
  • провизора;
  • продавцов-фармацевтов (двух для работы посменно);
  • уборщицу (санитарку).

Для экономии фонда зарплаты можно поручить одному работнику выполнение двух задач, например провизор может одновременно вести управленческую работу.

Бухгалтерский и налоговый учет можно отдать на аутсорсинг. Вопросы охраны целесообразно поручить местному ЧОП.

Формирование ассортимента медикаментов и поиск поставщиков

Фармацевт

Уже в первые месяцы открытия на складе аптеки должно находиться не менее 1 тысячи, а лучше 2,5-3 тысячи наименований медикаментов, и каждая позиция должна быть в количестве как минимум 50 единиц. Не следует забывать о сопутствующей продукции: влажных салфетках, косметических препаратах, лечебных чаях, эфирных маслах, БАДах, детских товарах.

Выбор поставщиков следует вести по их деловой репутации, а не по минимальной отпускной цене товара.

Как правило, сети аптек при заказе продукции получают весомые скидки. Потому новичку в бизнесе стоит договориться с заведениями такого же профиля о совместных оптовых закупках.

Реклама и продвижение

Рекламную кампанию стоит проводить в местных СМИ. Хороший отклик дают развешенные по городу афиши, баннеры и другие подобные материалы. Основные усилия должны быть направлены на информирование об открытии новой аптеки жителей района, в котором она расположена. Можно оповещать их почтой, раздавать листовки, развесить специальные указатели.

Финансовые показатели проекта

Инвестиции и текущие расходы

Примерные стартовые вложения составят (в тысячах рублей):

  • регистрация бизнеса, получение государственной лицензии и всех необходимых разрешений (будет привлечена сторонняя фирма) – 50;
  • аренда на период подготовки к запуску аптеки, включая период ремонта – 50;
  • ремонт – 175;
  • закупка оборудования – 500;
  • начальная реклама – 50;
  • первоначальная закупка товарного запаса – 700;
  • резерв на прочие расходы – 25.

Итого: 1,5 млн рублей.

В месяц собственник бизнеса будет тратить следующие суммы (в тысячах рублей):

  • на аренду помещения – 100;
  • на зарплату персонала и прочие необходимые отчисления – 100;
  • на вложения в закупку товара – 100;
  • на коммунальные платежи – 10;
  • на поддерживающую рекламу – 10;
  • на непредвиденные расходы – 10.

Итого: 330 тысяч рублей.

Доходы и ожидаемая прибыль

Ежемесячная выручка аптеки среднего масштаба составляет 500 тысяч рублей. Из них на чистую прибыль приходится 170 тыс. руб.

Рентабельность и срок окупаемости

Рентабельность бизнеса – 34%. Срок окупаемости аптеки – в среднем 9 месяцев.

Уже в первый год работы можно начинать работу по организации дополнительных аптечных киосков и пунктов, которые при меньших инвестициях приносят больше прибыли. Если собственник хочет иметь меньше организационных забот, стоит купить франшизу на открытие заведения под именем одной из известных сетей. Однако стоит понимать, что такой формат работы будет менее выгодным, чем самостоятельное создание аптеки с нуля.

Купить готовый бизнес план

Оставьте комментарий