Современный мир невозможно представить без печатной продукции. Частные компании, федеральные и местные организации нуждаются в буклетах и других рекламных материалах, визитных карточках, бланках бухгалтерской и налоговой отчетности. Открыть собственную типографию – выгодная бизнес-идея.
Описание бизнес-идеи и её актуальность
Важной тенденцией развития полиграфических услуг является сокращение количества государственных типографий и увеличение на рынке доли малых цифровых производств. Это стало возможным благодаря универсальности последних, которые могут использовать несколько технологий печати одновременно.
Бизнес-план типографии предусматривает разнообразные схемы изготовления продукции: мелкими партиями в присутствии заказчика (в основном путем простого копирования) и большими тиражами. Второй вариант предусматривает заключение договоров с юридическими и физическими лицами на условиях безналичного и наличного расчета за выполненную работу.
Виды типографий
Все типографии можно условно классифицировать по типу выполняемых ими работ:
- Листовая печать. Продукция производится специальными машинами на листах формата А2 и А1. Такая печать отличается высокой скоростью без потери качества изображения и экономичностью, но только для крупных тиражей: чем больше копий делается, тем меньше себестоимость каждой из них. Применяется для выполнения крупных заказов.
- Ролевая (ротационная) печать. Такой способ работы позволяет наносить изображения сразу на обе стороны рулонной бумаги, что увеличивает скорость печати в два раза. Отлично подходит для производства газет и журналов.
- Книжное производство. Это направление является довольно капиталоемким, но в долгосрочной перспективе может принести ощутимые доходы.
- Производство рекламно-деловой продукции. Такая печать стабильно пользуется высоким спросом, а ее организация не требует высоких инвестиционных вложений.
- Трафаретная печать. Считается сегодня несколько устаревшей технологией: инновации практически не коснулись ее, и из-за большой доли ручного труда и возможности выпускать продукцию только небольшими тиражами себестоимость изготавливаемых материалов достаточно высока.
- Допечатная подготовка файлов. Это направление предназначено для того, чтобы понять, насколько макет удовлетворяет технологическим требованиям и запланированному объему тиража.
- Послепечатная обработка продукции. Работы в такой типографии включают разрезку листов, биговку, фальцовку, брошюровку, кругление углов. Многие компании выполняют фольгирование, перфорирование, высечку, ламинирование и другие операции.
На рынке сложно встретить типографию, специализирующуюся строго на одном виде работ – обычно это многопрофильные производства.
Перечень оказываемых услуг
Составляя бизнес-план печатного салона, необходимо определиться с направлением его деятельности. Наиболее востребованными являются следующие услуги:
- изготовление журналов, книг и газет;
- выпуск продукции для рекламного сектора;
- печать материалов для упаковки.
Наименее трудоемкой и прибыльной сферой является выпуск рекламной продукции: полиграфия – это то, без чего не может обойтись ни один клуб, агентство, дизайн-студия.
Дополнительные способы заработка
Со временем перечень услуг типографии рекомендуется расширить следующими предложениями:
- изготовление сувениров;
- создание и верстка открыток, приглашений, фотокниг;
- разработка логотипа компании и корпоративной продукции (конверты, бланк делового письма);
- подготовка презентаций;
- печать ценников, этикеток, меню, прайсов;
- копировальные услуги и ламинирование документов;
- переплет дипломов и других печатных изделий.
Целевая аудитория
Потенциальными потребителями типографских услуг являются государственные и частные учреждения, которые постоянно нуждаются в печатной продукции. Постоянными клиентами станут PR-агентства, рекламные и дизайн-студии. Часть сегмента целевой аудитории – образовательные заведения, предприятия общепита, банки. Наименьший процент приходится на благотворительные организации, но и они нуждаются в информационных буклетах, брошюрах, флаерах и листовках.
Описание рынка сбыта продукции
Потенциальными потребителями продукции являются компании, которые нуждаются в копировальных услугах и полиграфии. Благодаря заключению долговременных контрактов с государственными предприятиями, учебными заведениями, юридическими и физическими лицами, бизнес получает стабильных доход. Перспективным является и сотрудничество с рекламными агентствами и дизайн-студиями, которые не имеют собственных полиграфических подразделений и не сотрудничают с другими типографиями.
Потенциальные риски
Среди возможных рисков такого бизнеса:
- конкуренция – снизить ее уровень можно при помощи спецпредложений, акций, качественной работы, выгодных условий сотрудничества;
- моральное и физическое устаревание оборудования – избежать его помогут постоянный осмотр, непрерывный мониторинг рынка на предмет появления новых технологий и оценка целесообразности их внедрения;
- поиск специалистов – с целью минимизации текучки кадров следует разработать систему поощрения и премирования;
- несвоевременное поступление расходных материалов и оплаты – для избежания подобных случаев необходимо тщательно прописывать обязательства каждой из сторон в договорах и искать надежных поставщиков.
Организационный план
Регистрация предпринимательской деятельности
Лицензирование деятельности не требуется. Наиболее удобной организационной формой для мини-типографии будет ИП, а для серьезной компании, целью которой является постепенное расширение бизнеса, оптимальной станет регистрация ООО.
В обоих случаях в качестве основного кода классификации деятельности следует выбрать код ОКВЭД 18, регламентирующий полиграфическую деятельность и копирование носителей информации. Можно детализировать информацию, указав коды:
- 18.11 – если предприятие будет печатать газеты;
- 18.12 – если планируется выпускать любую другую печатную продукцию;
- 18.13 – если типография будет проводить предпечатную подготовку материалов как отдельную услугу;
- 18.14 – если одной из основных услуг будет брошюрирование и переплет материалов;
- 18.2 или 18.20 – для компаний, предоставляющих копировальные услуги.
Поиск помещения и ремонт
Помещение для типографии должно быть проветриваемым и достаточным для размещения всего необходимого оборудования, с возможностью выделения склада для расходных материалов и готовой продукции. Стоит предусмотреть комнату для приема посетителей и гардеробную для хранения одежды.
Располагаться типография может в торговых центрах, учебных заведениях и любых проходимых местах. В жилых домах такое производство размещать не рекомендуется.
Перед началом работы следует получить разрешение от пожарного надзора и заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг.
Закупка оборудования
К минимальному набору типографского оснащения относятся:
- печатная машина;
- режущий плоттер;
- устройство для переплета документов;
- термопресс;
- резак;
- компьютер;
- копировальная техника;
- расходные материалы.
Для того чтобы снизить затраты на приобретение оборудования, можно рассмотреть вариант лизинга, покупку поддержанных аппаратов. Также возможна интеграция с партнерами, в чьем арсенале имеется недостающая техника.
Подбор кадров
Основную сложность в поиске персонала представляет поиск профессионального печатника. Если это удастся сделать, он обучит остальных сотрудников: других печатников, резчика и специалиста, занимающегося предпечатной подготовкой (он же – дизайнер).
Для работы компании также понадобится опытный менеджер по продажам, администратор (эту задачу может выполнять сам собственник бизнеса), бухгалтер, уборщик помещений, курьер. Три последних сотрудника могут быть приходящими и не состоять в постоянном штате типографии.
Маркетинговая стратегия и реклама
Оптимальным путем работы компании является заключение долгосрочных договоров, что позволит не только рассчитывать на постоянное финансирование, но и поможет составить точный расчет плана развития бизнеса.
Рекламная кампания должна быть тщательно продумана. Наиболее агрессивная реклама должна быть сфокусирована на тех услугах, которые реализуются на собственных мощностях, а не на дополнительных услугах.
Наиболее эффективными решениями являются:
- создание и раскрутка сайта;
- контекстная реклама;
- модерирование профилей в социальных сетях;
- общение на тематических форумах;
- раздача листовок.
Конкурентные преимущества
Конкурентная борьба строится на ценовой политике. Но даже на начальных этапах существования фирмы не стоит снижать стоимость ее услуг до минимума – это поставит под угрозу перспективу развития бизнеса. С первых дней компании стоит занять позицию участника среднего сегмента с перечнем специальных (слегка сниженных) цен для крупных заказчиков.
Методы привлечения клиентов
Основным методом привлечения клиентов является размещение рекламы в печатных изданиях – стоимость таких услуг не слишком высока, а читатели журналов и газет – это и есть целевая аудитория полиграфических услуг. Наглядные образцы продукции позволят оценить качество предлагаемых материалов, а бесплатное их распространение поможет создать максимальный охват потенциальных заказчиков. Действенным методом является и наружная реклама: вывеска, баннеры, штендеры, уличные растяжки и т. д.
В развитии типографского бизнеса огромную роль играет интернет. Создание сайта, с помощью которого можно будет оформлять заказ онлайн, и ведение тематических групп в социальных сетях позволят получать от 2 до 5 заказов в день.
Финансовый план
Вложения в типографию на начальном этапе
Стартовые сложения составят (в тысячах рублей):
- регистрация ИП – 5;
- покупка оборудования – 1 000;
- аренда помещения на время ремонта – 25;
- ремонт помещения (достаточно «косметических» изменений интерьера) – 50;
- затраты на рекламу – 50;
- резерв на непредвиденные расходы – 30.
Итого: 1 160 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячные затраты будут составлять (в тысячах рублей):
- заработная плата персонала – 250;
- аренда помещения – 25;
- коммунальные платежи – 10;
- затраты на рекламу – 15;
- резерв на непредвиденные расходы – 10.
Итого: 310 000 рублей.
Доходы
Планируемый ежемесячный доход составит 400 тысяч рублей. При расчете были использованы следующие усредненные показатели:
- величина среднего чека 4 000 рублей;
- количество заказов в день 5 штук;
- число рабочих дней в месяце – 20.
Расчёт прибыли
Ежемесячная прибыль типографии составляет 400 000 – 310 000 = 90 000 рублей. Рентабельность предприятия – 22%.
Окупаемость типографии
Окупаемость вложений при таких показателях наступит уже через 17–18 месяцев работы, и это с учетом того, что около трех месяцев бизнесу потребуется на раскрутку и доходы в этот период будут ниже планируемых.
Несмотря на серьезную конкуренцию, печатное производство является достаточно перспективным бизнесом. Благодаря небольшим инвестициям и высокой рентабельности полиграфическое предприятие начинает приносить доход уже через 1,5 года.