Современные экономические условия подразумевают определенные риски, связанные с процессом открытия и развития химчистки или прачечной, однако данный вид предпринимательской деятельности остается перспективным практически в любом регионе страны. Бизнес-план для химчисток и прачечных содержит в себе основные рекомендации к процессу организации и регистрации бизнеса, анализу рынка и выявления уровня конкуренции в регионе, а также требования к помещению, трудоустраиваемому персоналу и финансовую аналитику проекта.
Описание бизнес-идеи, актуальность и перспективы
Современные кризисные экономические условия предопределили снижение популярности государственных и муниципальных химчисток и прачечных и вместе с тем повсеместное распространение частных заведений, предоставляющих такие услуги, как чистка, стирка одежды и так далее. В этой связи при условии сравнительно небольшого уровня региональной конкуренции, предпринимательская деятельность в виде химчистки или прачечной – перспективный способ получения прибыли в различных регионах страны. Актуальность данного рода бизнеса обусловлена остающейся популярной потребностью целевой аудитории в предоставляемых услугах.
Анализ рынка: оценка конкуренции и возможные риски
Порог вхождения в бизнес невысок, однако непосредственно на стадии составления бизнес-плана необходимо тщательным образом произвести предварительную оценку местного рынка и уровня конкуренции в регионе. Выявление сильных и слабых сторон предприятий-конкурентов, использование полученной информации для выбора места расположения химчистки или прачечной, формирования ценовой политики компании и привлечения целевой аудитории будут способствовать эффективному участию в региональной конкурентной борьбе.
Существуют определенные риски открытия и развития химчистки или прачечной, с которыми придется столкнуться начинающему предпринимателю:
- низкая востребованность и потребительская способность в регионе и, как следствие, невозможность привлечения первоначальной целевой аудитории и формирования постоянной клиентской базы;
- высокий местный уровень конкуренции, неспособность предпринимателя принимать участие в конкурентной борьбе с максимальной эффективностью;
- недостаточность средств для приобретения качественного современного оборудования для химчистки или прачечной;
- иные риски.
Как открыть химчистку или прачечную: этапы организации бизнеса
Регистрация деятельности, система налогообложения
Первоначальным этапом организации бизнеса является прохождение обязательной процедуры государственной регистрации, а также постановка на учет в местном налоговом органе и выбор оптимальной системы налогообложения. Данный вид предпринимательской деятельности подразумевает возможность регистрации в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, что значительным образом упрощает систему ведения и представления в налоговую инспекцию регулярной бухгалтерской и финансовой отчетности.
Вид деятельности, который необходимо избрать при регистрации, – стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий. Оптимальным вариантом станет выбор упрощенной системы налогообложения, подразумевающей необходимость регулярной уплаты налоговых отчислений в виде 6% от дохода или 15% от чистой прибыли предприятия. Существует также возможность использования единого налога на вмененный доход, подразумевающего ежеквартальную уплату фиксированной суммы налоговых отчислений. Для каждого предпринимателя выбор системы налогообложения является индивидуальным и определяется исходя из совокупности конкретных обстоятельств.
Данный вид бизнеса не требует оформления специальных лицензий, однако сопряжен с необходимостью получения определенных разрешительных документов и справок. В первую очередь, необходимо утвердить подробный план арендуемого или приобретенного помещения для предоставления услуг, с указанием мест расположения используемого оборудования. Кроме того, нужно получить разрешительные документы от организации санитарно-эпидемиологического контроля на предмет соответствия помещения и оборудования обязательным государственным стандартам и законодательным требованиям, а также разрешительный акт обследования помещения сотрудниками пожарной инспекции.
Помимо указанных разрешительных документов, в различных регионах страны на стадии регистрации предпринимательской деятельности могут потребоваться дополнительные справки, поэтому начинающему бизнесмену рекомендуется прибегнуть к услугам специализированных компаний, занимающихся оформлением всей необходимой для процесса регистрации бизнеса документации.
Поиск помещения
Одним из обязательных требований к арендуемому для организации химчистки или прачечной помещению является его расположение в здании, относящемся к нежилому фонду при условии расстояния до ближайших жилых строений не менее ста метров. В противном случае невозможно получить все необходимые для регистрации предпринимательской деятельности разрешительные документы.
Месторасположение помещения оказывает непосредственное влияние на эффективность осуществления предпринимательской деятельности и, как следствие, показатели доходной части бизнес-проекта. Начинающему предпринимателю необходимо обратить внимание на спальные и центральные районы населенного пункта, а также другие подходящие места с высокой проходимостью потенциальной целевой аудитории.
Для осуществления деятельности подойдет вместительное, хорошо освещенное помещение со всеми необходимыми инженерными коммуникациями, площадью в среднем около 100–150 квадратных метров. Арендуемое помещение должно быть разделено на самостоятельные зоны: приемную для клиентов, зону непосредственного размещения оборудования и кабинеты персонала, руководства.
Покупка оборудования
Используемое оборудование оказывает непосредственное влияние на эффективность осуществления данного вида предпринимательской деятельности и показатели доходной части бизнеса. От приобретенного оборудования напрямую зависит качество предоставляемых услуг, а вместе с этим и клиентский поток, востребованность химчистки или прачечной. В этой связи на стадии организации предпринимательской деятельности необходимо озадачиться приобретением качественного сертифицированного современного оборудования от проверенных поставщиков и отказаться от идеи использования бывшей в употреблении техники.
Несмотря на необходимость привлечения больших объемов стартовых инвестиций с целью приобретения нового и качественного оборудования, использование бывшей в употреблении техники хотя и значительно сэкономит начинающему предпринимателю начальные средства, но влечет необходимость постоянного ремонта, а также не гарантирует бесперебойное и качественное предоставление услуг клиентам. Кроме того, использование подходящего сертифицированного оборудования с гарантией качества от производителя благоприятно скажется на репутации компании и эффективности ее участия в региональной конкурентной борьбе.
Пригодятся машины, осуществляющие сухую чистку одежды, специализированные пятновыводители, сушильные установки и гладильные столы, а также пароманекен и упаковочная машина.
Персонал
Данный вид предпринимательства не подразумевает необходимости трудоустройства большого числа работников. Для полноценного функционирования химчистки или прачечной понадобятся два посменно работающих администратора приемной, непосредственно рабочие, технологи и гладильщицы, а также водитель-курьер в том случае, если предприятие предоставляет дополнительные услуги по доставке обработанной одежды и меховых изделий. Функции непосредственного руководства предприятием на первых этапах развития деятельности рекомендуется начинающему предпринимателю осуществлять самостоятельно.
На ранних стадиях деятельности за бухгалтерскими услугами и юридическим сопровождением рекомендуется обращаться к сторонним специалистам-аутсорсерам по мере необходимости. Та же рекомендация относится к вопросу маркетингового и рекламного развития организации.
В случае если планируется открыть прачечную или химчистку, работающую по схеме самообслуживания, количественные показатели трудоустраиваемого персонала уменьшатся, однако из-за специфичности подобных предприятий может снизиться популярность и востребованность заведения, равно как и показатели доходной части бизнеса.
Составление перечня оказываемых услуг и ценовая политика
Широта перечня оказываемых химчисткой или прачечной услуг во многом предопределит успешность развития предприятия, клиентский поток и, как следствие, показатели доходной части бизнес-проекта. Традиционной услугой любой химчистки или прачечной является чистка и обработка следующих видов одежды:
- меховые, тканевые, кожаные изделия;
- одежда из нубука или крека;
- смокинги, офисные костюмы;
- куртки, пальто, шубы и прочая верхняя одежда;
- специализированные изделия и униформа;
- спортивная одежда;
- платья, сорочки, сарафаны;
- прочая одежда.
Кроме чистки, предприятие предоставляет услуги по стирке, а также глажке указанных категорий одежды и меховых изделий. В качестве дополнительных услуг химчистка или прачечная могут предлагать своим клиентам курьерскую доставку обработанных изделий и одежды, а также реализовывать в розницу смежные товары бытовой химии, стиральные порошки, пятновыводители и так далее.
Ценовая политика заведения оказывает непосредственное влияние на клиентский поток, востребованность услуг у целевой аудитории, репутацию компании и доход химчистки или прачечной. Предопределяет целевую политику в каждом конкретном случае совокупность таких внешних факторов, как: месторасположения химчистки или прачечной, средняя стоимость смежных услуг в регионе, местный уровень конкуренции и ценовая политика конкурирующих организаций, качество предоставляемых услуг и используемого специализированного оборудования.
Реклама и маркетинг
Прямое и непосредственное влияние на формирование первоначальной и постоянной клиентской базы, привлечение первых клиентов, общий объем предоставляемых услуг и, как следствие, доходы химчистки или прачечной, оказывает эффективность проводимых рекламных и маркетинговых мероприятий. Специфика предпринимательской деятельности в форме химчистки или прачечной заключается в отсутствии необходимости формирования полнофункционального маркетингового отдела компании, эффективным и оптимальным вариантом станет обращение в специализированное маркетинговое или рекламное агентство на любом этапе деятельности по мере возникновения такой необходимости.
Традиционными маркетинговыми методами для данного рода предпринимательской деятельности станет реклама в местных средствах массовой информации, расклейка объявлений в смежных спальных районах и раздача листовок в местах с большой проходимостью целевой аудитории химчистки или прачечной. Эффективная современная рекламная политика подразумевает возможность создания сайта-визитки прачечной или химчистки с упоминанием перечня предоставляемых услуг, прайс-листом, контактными данными и графиком работы.
Специфическим, однако приносящим необходимый результат станет такой маркетинговый ход, как сотрудничество с местными магазинами одежды, реализующими различные тканевые и меховые изделия. За определенный процент с каждого приведенного клиента такие розничные торговые точки могут рекомендовать покупателям качественную химчистку с приемлемыми ценами и широким ассортиментом предоставляемых услуг.
Финансовые расчеты
Инвестиции в проект
Основную массу первоначальных капиталовложений составят затраты, связанные с приобретением необходимого оборудования, регистрацией и оформлением разрешительной документации, а также расходы на подбор и аренду подходящего помещения. В зависимости от совокупного влияния конкретных внешних факторов, в среднем по регионам сумма стартовых денежных инвестиций в организацию химчистки или прачечной составляет от 2,5 до 3,5 миллионов рублей.
Текущие расходы
Текущие расходы предприятия включают в себя затраты, связанные с арендной платой и коммунальными платежами, налоговыми отчислениями, а также расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, регулярным пополнением расходных материалов и средств. Кроме того, периодически сумма текущих расходов будет увеличиваться пропорционально затратам, связанным с проведением рекламных и маркетинговых мероприятий для привлечения новых клиентов. Согласно статистической информации, средние показатели текущих расходов химчистки или прачечной варьируются в пределах от 200 до 300 тысяч рублей.
Доходы и прибыль, оценка эффективности
Основной доход предприятия формируется за счет клиентской оплаты предоставляемых услуг, а также предоставления дополнительных услуг, розничной торговли смежными товарами. При указанных вводных, среднем клиентском потоке и усредненном объеме предоставляемых услуг ежемесячная чистая прибыль химчистки или прачечной составит от 100 до 200 тысяч рублей. Таким образом, можно говорить о рентабельности в 44% и окупаемости стартовых капиталовложений в течение первых двух–трех лет работы.