Сегодня
USD ЦБ88.2824
EUR ЦБ96.2637

Как составить план: бизнес план гостиницы и примеры расчетов

Скачать Заказать Франшиза В избранное Обсудить

Перед открытием отеля любой величины бизнесмен должен составить не просто план, бизнес-план гостиницы, в которой будут отражены все моменты. Еще на пути составления такого плана можно сразу увидеть все подводные камни, которые будут встречаться на пути. Особенно хорошо просчитывается финансовая сторона вопроса, поэтому план сразу дает понять предпринимателю свои возможности.

Идея открытия гостиницы

Важный документ

Бизнес-план гостиницы — сердце бизнеса, которое нужно удачно запустить и отладить его работу. Поэтому при составлении всех разделов важно ничего не пропустить и учесть все до мельчайших деталей. Готовый план охарактеризует необходимость и эффективность этого вида бизнеса с конкретной суммой инвестиций и путем развития деятельности. Содержание документа должно быть расписано для каждого партнера, инвестора и кредитора, чтобы они могли оценить степень риска.

И только после ознакомления со всеми пунктами и особенно с разделом финансового плана, все участвующие берут на себя ответственность сопровождать формирование «детища» и выполнять взятые на себя обязательства.

Основные пункты плана:

Общая модель последовательности разработки бизнес-плана

  1. Вводная часть, или резюме.
  2. Оценка рынка товара или услуг.
  3. Обзор конкурентов.
  4. Список услуг или товаров, которые будет предоставлять организация.
  5. Список необходимых должностей.
  6. Структура процесса и потребители.
  7. Юридическая сторона.
  8. Маркетинг.
  9. Организационный процесс.
  10. Финансовый план.
  11. Оценка всех возможных рисков.
  12. Таблицы, фото и т. д.

Вводная часть документа

Этот раздел должен ознакомить с проектом и основными идеями ведения бизнеса. Бизнес-план начинают с календарного планирования и названия гостиницы. Другими словами, необходимо просчитать через сколько месяцев или лет гостиница принесет первую прибыль и окупит инвестиции. Например, проект окупит себя через 5 лет.

Затраты гостиницыПосле этого упоминается руководитель проекта и описывается идея бизнеса. Пример, когда руководитель преследует несколько целей при создании гостиничного бизнеса:

  1. Получить прибыль.
  2. Создать организацию с хорошим оборотом и конкурентоспособностью.
  3. Заполнить нишу потребительского рынка (сфера услуг по временному или долгосрочному проживанию в гостинице).

Обязательный пункт планирования — описание здания отеля. Следует обдумать разные варианты и выбрать наиболее экономически выгодный. Строительство затянет открытие на несколько лет, а вложения увеличатся в разы. Аренда здания значительно упростить задачу. Нужно выбрать район города и тип здания, предусмотреть количество этажей, номеров.

Если предпочтение отдано строительству, нужно предусмотреть массу нюансов. Во-первых, выбрать участок земли под застройку. Во-вторых, разработать проект отеля и получить разрешение на застройку. В-третьих, нанять компанию-застройщика и контролировать сроки строительства, после которого нужно будет позаботиться о дизайне интерьера.

Учет дополнительных услуг гостиницыНельзя забывать, что количество номеров, дизайн и перечень услуг напрямую зависят от потребителя. Нельзя ориентироваться на бедный класс и на богатый одновременно. Нужно выбрать своего потребителя и максимально угождать его запросам. Но для того чтобы не было простоев в заселении, следует выделить несколько номеров для простых туристов.

Пример, открытие произойдет в столице — г. Москве. Здание из 6 этажей рассчитано на 120 номеров. Оно находится в спальном районе города, но недалеко от его центра. Стоимость аренды или строительства можно взять из общей суммы собственных средств, инвестиций партнеров)или взять в кредит.

Для кредиторов нужно рассчитать приблизительный срок полной выплаты долга. Для привлечения большей аудитории инвесторов можно указать точку безубыточного существования.

Допустим, за первый год развития отеля — 48 675 тысяч рублей. Затем нужно указать финансовую часть вопроса: собственные инвестиции, привлечение партнеров или взятие кредита. Указывают конкретную сумму, которая должна быть тщательно обоснована. Например, 3 или 5 млн руб.

Привлечение инвесторовДля инвесторов нужно просчитать их долю дохода с проекта. Это может быть определенный процент от заработка за некий период времени, к примеру, 17,5%. Все эти условия обычно оговаривают при заключении договора о сотрудничестве. Обычно инвестор или кредитор получает прибыль с первого месяца внедрения в жизнь проекта. Но могут быть и другие условия.

Большую роль в бизнесе будет играть управляющий, ведь именно он будет каждый день руководить жизненным циклом отеля. Кроме обеспечения всех функций, этот человек должен управлять потоком клиентов гостиницу, а это и есть прибыль бизнеса.

Подробно о функциональных возможностях объекта

Разработка плана не обходится без формирования цен на номера и дополнительные услуги. Это все нужно продумать и обосновать стоимость, не забывая о личной выгоде. До недавнего времени оплата за номер могла приниматься только наличными, сейчас же нужно предусмотреть расчет с помощью банковских карт. Без этого владелец потеряет определенный процент своих потенциальных клиентов.

После всех приготовлений помещения необходимо составить перечень услуг отеля, оценить конкурентов, проанализировать их положительные и отрицательные стороны, в концепцию внести изменения, которые бы превосходили аналогичные пункты конкурентов.

Продумывание найма персонала гостиницыДо начала приема первых клиентов нужно подобрать профессиональный штат обслуживающего персонала, ввести в курс дела управляющего. Тщательно продумать стоимость номеров и установить ценовую политику, причем разница в стоимости номеров не должна превышать 8-9%.

Для привлечения большего потока клиентов можно заключить договора с рядом туристических компаний, которые смогут бронировать номера в отеле для своих клиентов. При этом туристическим организациям нужно установить определенный процент комиссии за каждого клиента.

Условия проживания в номерах должны соответствовать заявленным требованиям. В каждом номере должен быть душ и туалет, занимая при этом не более 4 кв. м. В комнате должны находиться двуспальная кровать (2 односпальные), стол, 2 стула, зеркало, прикроватная тумбочка (2 шт.) и шкаф для вещей. Это минимум. Пол обычно покрывают темным ковролином. Из бытовой техники: телефон, телевизор и настольная лампа (2 шт.).

В санузле обязательно размещают светлую ванну и/или душевую кабину, вешалку для полотенец. Снабжают номер несколькими чистыми, выглаженными махровыми полотенцами, банным халатом и тапочками в комплекте по 2. Пол должен быть кафельным, на стене обычно навешивают полочку для мелких принадлежностей. В ванной оставляют стакан для зубной щетки, мыло, шампунь.

Важная составляющая гостиничного бизнеса — ресепшен. Это начало взаимоотношений клиента и организации, поэтому важно, чтобы клиент всегда уходил довольным и без претензий. Обычно этот уголок оформляют возле входа. Нужно установить стойку, факс, телефон, сканер, компьютер с доступом в Интернет, счетчик для купюр. Сейчас практически во всех отелях есть бесплатный Wi-Fi.

В каждой гостинице должен быть специальный блок, где повар будет готовить пищу. Для этого обычно закупают такую технику:

  1. Кофеварка.
  2. Микроволновая печь.
  3. Холодильная установка.
  4. Бойлер для горячей и холодной воды.

Выделяют комнату для склада продуктов. Отдельно должно быть предусмотрено место для горничных. Все это скрывают от глаз посетителей.

Рекламная кампания

Продвижение отеляПлан открытия гостиницы составляют с учетом анализа конкурентов. Согласно статистическим данным, с 2011 года наблюдается постепенное улучшение на рынке гостиничного бизнеса, особенно успешно набирает обороты сфера малых гостиниц — до 50-100 номеров. Например, в Москве доля малых гостиниц на рынке гостиничного бизнеса занимает 5%. Основные проблемы такого бизнеса — высокая стоимость земельного участка и трудности при получении разрешительных документов на строительство.

В бизнес-план открытия обязательно вносят стратегию рекламной кампании: ценообразование, которое формируют на основе данных конкурентов, общую атмосферу отеля, качество услуг и т. д. Необходимо общаться с каждым клиентом и приглашать его снова. Открывать небольшие частные отели рентабельнее чем огромные гостиницы на 100 и больше мест. Окупаемость небольших организаций намного выше — через 1-2 года можно получать чистую прибыль.

В условиях компьютерной эры очень удачно будет создать сайт отеля, предусмотреть возможность заказа номера в режиме онлайн. Это увеличит поток клиентов. В режиме трехмерной графики можно знакомить потенциальных клиентов с вариантами номеров и общим интерьером гостиницы прямо на сайте. Тут же описывают все доступные услуги.

Финансовая сторона

Образец финансового плана гостиницы
Фото 1. Образец финансового плана гостиницы.

Рентабельность гостиничного бизнеса должна быть оправданной и высокой, поэтому перед открытием нужно составить подробный финансовый план. Можно посмотреть образец (фото 1). Каждый год в начале января следует планировать затраты и доходы предприятия:

  1. Налог на прибыль за месяц по ставке 20%.
  2. Социальные выплаты в Фонд оплаты труда за месяц — 34%.
  3. Подоходный налог в Фонд оплаты труда за месяц — 13%.

Доход прогнозируют с учетом анализа рынка услуг и спроса потребителей. В начале не нужно ориентироваться на высокий уровень рентабельности, так как это только начало бизнеса. К примеру, пускай начальный уровень загрузки — 12 номеров в первый год работы (80%). За первый год вложений эти номера сдавались 119 дней при стоимости 1200-10000 рублей за номер. Общая выручка за год — 432000 рублей. За этот же период было налажено функционирование бара и ресторана, которые обслужили 580 человек. Стоимость заказов — 1000-1500 рублей. Общая выручка по этому пункту — 575000 рублей. Хозяин бизнеса заключил договора со службами такси, турагентств и т. д. За год было 198 клиентов, которые воспользовались такими услугами со средней стоимостью 500 рублей. Итого выручка — 99 000 рублей.

Если за второй год будет наблюдаться прирост процента заселения на 40-45%, то уровень годового дохода дойдет до 14,5 млн рублей.

Сфера гостиничного бизнеса сейчас набирает обороты, поэтому при наличии стартового капитала и хороших инвесторов можно начать серьезный бизнес, который окупит себя через 3-5 лет. Если сбережений мало, лучше ориентироваться на создание мини-отелей, рентабельность которых выше.

Заказать бизнес план

Оставьте комментарий