Сегодня
USD ЦБ88.0206
EUR ЦБ96.0371

Кто такой франчайзи и перспективы бизнеса по франшизе

В избранное Обсудить

ФранчайзиУспешный продукт или услуга на рынке должны быть не только качественными, но и узнаваемыми. Приобретая франшизу, начинающий предприниматель может получить всю выгоду налаженного способа ведения бизнеса и не тратить годы на привлечение внимания к новой торговой марке.

Франчайзинг представляет собой форму делового сотрудничества, при котором владелец концепции ‒ франчайзодатель ‒ наделяет некое лицо ‒ фанчайзи ‒ лицензионным правом владеть и управлять собственным делом, используя успешный бренд. Кроме того, франчайзодатель обучает, даёт маркетинговые рекомендации, помогает заказать оборудование и разработать сайт (если это оговорено контрактом).

Немного информации о франшизе

На улицах мы видим знакомые логотипы магазинов, фастфудов, заправок и салонов. Всё это ‒ примеры франшизы. Сам термин восходит к периоду пост-Средневековья. Он значил право заниматься коммерцией, разрабатывать определённые территории (колонии), принадлежащие стране или империи. Такая привилегия обычно давалась монархом или высшим правительством.

В современном языке франшизой называют распределение благ через торговую сеть, с сохранением торговой марки. Бизнес-модель дублирует себя в каждом деловом партнёре, желающем инвестировать и стать ещё одним предприятием в сети.

Обычно воспроизведение франшизы подразумевает:

  • сохранение бренда (названия и логотипа);
  • повторение методов работы;
  • идеологическая и культурная причастность к сети.

Покупая франшизу нужно заплатить первоначальный взнос за лицензию, обучение, необходимое оборудование. Со временем, когда бизнес начнёт развиваться, предприниматель выплачивает владельцу франшизы комиссионные помесячно или ежегодно. Обычно это процент от валовых (совокупных) доходов.

Права и обязанности предпринимателя

Что такое франчайзи? Так называют физическое или юридическое лицо, которое приобретает франшизу, а вместе с ней ‒ права и обязательства удерживать клиентов в определённом сегменте рынка.

Становится ли предприниматель владельцем торговой марки? Другими словами, насколько он волен распоряжаться своим бизнесом?

Важно помнить, что франчайзи получает не только возможность продавать определённую услугу или товар, но и право использовать отлаженный и проверенный временем бизнес-процесс. Обычно франчайзодатель ожидает и требует, чтобы модель бизнеса оставалась стандартной.

Заключение сделкиЭто означает:

  • однообразие униформы сотрудников во всей сети;
  • неизменные вывески, логотипы, другие узнаваемые детали;
  • оформление торгового зала, офиса;
  • наследование корпоративной культуры.

Предприятие, работающее по франшизе, должно использовать ту же ценовую политику, чтобы не противоречить рекламе бренда.

Конечно, предприниматель не имеет столько же свободы в организации и представлении на рынке своего бизнеса, как если бы он начинал собственное дело с нуля. Но в остальном франчайзи ‒ независимый владелец. Он управляет капиталом и получает прибыль, используя торговую марку, уже известную потребителю.

Как выбрать франшизу

По своим убеждениям франчайзи ‒ это не только последователь бизнес-идеи. Такой предприниматель уверен, что работа под чужим брендом, по уже созданной технологии принесёт ему больше выгоды, чем собственный бизнес и конкуренция.

Если эта ментальность вам близка, нужно искать франчайзодателя, который:

  • строит сеть независимых франшиз;
  • удерживает и приумножает существующих потребителей;
  • развивается быстрее конкурентов в условиях существующего рынка;
  • получает высокие прибыли.

При этом другие франчайзи не должны рассматриваться как соперники. Нужно быть готовым взаимодействовать с менеджерами сети, продвигать и популяризировать бренд для общей выгоды.

Всё франшизы разделяют между собой ответственность за:

  • доверие, симпатию к торговой марке и её узнаваемым символам;
  • качество продукции/сервиса;
  • постоянство бренда;
  • комфорт при его использовании.

Если предприниматель захочет подстроить систему под свои нужды, станет работать против других франчайзи, начнёт задаваться вопросом, за что он платит комиссионные, ‒ такое собственническое мышление может стать препятствием для успешного ведения бизнеса.

Оформление франшизы

Владелец франшизы предоставляет заинтересованному лицу два документа:

  • официальное открытое предложение;
  • контракт, который будет подписан, если стороны придут к соглашению.

Открытое предложение

  1. Содержит информацию о бизнесе, его перспективах, доходах.
  2. Документ написан простым, доступным языком.
  3. Стиль письма четкий, лаконичный.
  4. Изложение повествовательное.

Открытое предложение предоставляется во время первой личной встречи или как минимум за две недели до подписания договора и уплаты первичного взноса (смотря что произойдёт раньше). Любые утверждения в этом документе не заверены на законодательном уровне.

Рекомендуется сопровождение юриста с опытом в сфере франшиз. Изучив открытое предложение, он укажет на двусмысленные формулировки, заметит, если со стороны франчайзодателя что-то замалчивается.

Ответственность

В обязанности потенциального франчайзи входит оценка и проверка содержания открытого предложения. В то время как искажение фактов, мошенничество или сокрытие информации влечёт за собой уголовную ответственность со стороны франчайзодателя.

Предприниматель должен убедиться, что получает именно то, за что платит, а не перспективу судебной тяжбы. Поэтому нелишним будет ещё раз сказать: при выборе и покупке франшизы нужно сопровождение опытного юриста, который:

  • проверит содержание всех документов;
  • укажет на недомолвки со стороны франчайзодателя;
  • поможет внести поправки в договор франчайзинга;
  • даст рекомендации во время переговоров.

Инвестируя большой капитал, вы должны понимать каждую мелкую деталь соглашения до того, как оно будет подписано.

Переговоры и подписание договора

Подписывая договор, франчайзи обязуется привести свой бизнес в полное соответствие с требованиями франчайзодателя и его торговой сети. Главные условия франшизы не оговариваются, но кое-что может быть изменено в пользу предпринимателя. В конце концов, покупатель франшизы планирует зарабатывать деньги и выплачивать процент, поэтому он имеет право настаивать на более выгодных и привлекательных для себя условиях.

Что нужно оговорить перед подписанием договора.

  • Эксклюзивность территории, на которой планируется поместить франшизу.
  • Размер первоначального взноса.
  • Процент комиссионных отчислений.
  • Длительность действия франшизы.
  • Права франчайзи в случае слияния и поглощения материнской компании.
  • Индивидуальные пожелания (если имеются).

В некоторых случаях франчайзодатель может пойти на уступки и подстроиться под пожелания перспективного покупателя. Особенно если новое представительство сети будет единственным в регионе.

Риски

Инвестировать в уже существующую бизнес-модель удобно, особенно если у человека мало опыта. Франчайзодатель заинтересован в успешности своей сети, поэтому он оказывает информационную и техническую поддержку, даёт доступ ко всем своим наработкам. Хотя нужно учитывать, что это совсем не та стабильная работа, где в конце месяца гарантированно начисляют деньги. Вам необходимо иметь адекватный стартовый капитал и личные сбережения как минимум на первые два года.

Владелец франшизы продаёт право использовать своё имя, логотип и бизнес-модель в посторонних торговых точках. Часто люди думают, что работа по франшизе ‒ верный способ озолотиться. На самом деле в этой спокойной речке множество подводных камней.

Покупка франшизы ‒ менее рискованное начинание, чем собственное дело. Но может ли она прогореть? Конечно, может. Иногда это происходит потому, что была выбрана неудачная бизнес-модель, но чаще всего дело прогорает по тем же причинам, что и любой другой бизнес:

  • недостаток капитала;
  • слишком большие займы;
  • высокая конкуренция;
  • спад экономики;
  • недостаток управленческих навыков у франчайзи;
  • изменившиеся предпочтения потребителей;
  • неудовлетворительный уровень обслуживания.

Что нужно обдумать перед покупкой франшизы

  1. Спросите у компетентного человека, насколько лично вы подходите для управления франшизой. Здесь нужны иные качества, чем в работе подчинённого или менеджера.
  2. Оцените своё здоровье и жизненные цели. Сможете ли вы справляться со стрессом, ненормированным рабочим графиком и общей повышенной загруженностью?
  3. Убедитесь, что семья поддерживает ваше начинание. Особенно если работа будет отнимать много времени, а выгода от этого не слишком велика. Первые несколько лет доходы могут быть меньше чем ожидалось.
  4. Не покупайте франшизу, которую не можете себе позволить, как бы заманчиво она ни выглядела в перспективе. Начальный капитал должен покрывать все рабочие нужды на первое время и в периоды спада (например, в межсезонье).
  5. Единичные франшизы подразумевают работу в офисе. Большинство из них ‒ торговые площадки. Будьте готовы непосредственно участвовать в продажах, общаться лицом к лицу с покупателями, регулировать проблемы персонала.
  6. Важно понимать, что предприятие, действующее по франшизе, не может заниматься побочной деятельностью или продавать товары помимо ассортимента торговой марки.
  7. Региональная франшиза может оказаться не такой популярной, как её «сёстры», если в выбранном населённом пункте больше конкурентов или меньше спрос на подобные товары/услуги.
  8. Термин лизинга (долгосрочной аренды оборудования) не должен быть слишком короткий. Одним из рисков является непредсказуемое повышение стоимости лизинга или отказ владельца продлевать договор.
  9. Арендуя помещение в торговом центре, убедитесь, что выбранная сторона оживлённая, люди доходят на этаж, а владельцы центра не планируют реконструкцию, во время которой ваш магазин оттеснят в непопулярное место.
  10. Не стоит исключать риски в отношении франчайзодателя. Он может обанкротиться, изменить свою стратегию на рынке или приобрести другой бизнес, что затронет и ваши интересы.
  11. Франшиза ‒ командная игра. Будьте уверены в том, что вы готовы следовать правилам этой игры, даже если не всегда с ними согласны.

Для самостоятельного подбора и сравнения бизнеса предлагаем воспользоваться простой формой поиска: вы можете ввести любое название или сумму денег, которую готовы инвестировать в собственное дело.

Оставьте комментарий