Гостиничный бизнес – дело, требующее немалых вложений на старте и полной отдачи в процессе становления. Конкуренция среди владельцев мини-гостиниц достаточно велика. Поэтому бизнес-план мини-отеля нужно продумать тщательно, предусмотрев не только статьи расходов и доходов, но и различные форс-мажорные обстоятельства.
Развитие туризма делает гостиничный бизнес все более востребованным. Времена крупных гостиниц постепенно проходят, туристы во многих городах отдают предпочтение небольшим частным отелям. В них нет тренажерных залов и шикарных ресторанов, но зато есть уют и покой, кухня, близкая к домашней, и внимание к каждому, кто сделал свой выбор в пользу заведения.
Особенности бизнеса
В отличие от крупной «настоящей» гостиницы, мини-отель располагает небольшим количеством номеров – не более полусотни. Цены на проживание зачастую достаточно демократичные, есть возможность поставить автомобиль на внутреннюю частную стоянку, а кухня предлагает полноценное питание. Ставка делается на туристов, командированных и гостей города со средним достатком, хотя, при достаточном начальном капитале и желании, можно открыть элитную мини-гостиницу с номерами люкс и соответствующим обслуживанием. Но будущий владелец должен понимать, что средства, необходимые, чтобы открыть мини-отель, исчисляются сотнями тысяч долларов.
![Проект мини отеля](https://user88506.clients-cdnnow.ru/wp-content/uploads/2018/06/mini2.jpg)
Выбираем формат
Количество форматов, в которые укладывается мини-гостиницы, множество:
- Элитный пансион с минимальным количеством номеров и максимально высоким уровнем сервиса (и ценой, соответственно);
- Гостиница среднего класса для приезжих, номерной фонд – от 5 до 30 номеров, питание в таком же ценовом диапазоне, набор услуг для постояльцев – стирка, глажка белья, сейф в номере, доставка еды в номер, заказ такси и тому подобное;
- Гостиница эконом класса, где либо отсутствует питание в принципе, либо предлагаются завтраки, удобства предполагаются на несколько номеров (душевая, санузел).
В зависимости от выбранного формата, варьирует и сумма начального капитала, но и прибыли будут различаться существенно.
Плюсы и минусы бизнеса
Плюсы:
- Спрос на услуги постоянно растет, бизнес остается востребованным.
- Высокая окупаемость затрат и перспективы развития.
- Возможность подобрать подходящий формат, вести бизнес «под себя».
Минусы:
- Большой стартовый капитал.
- Потребность в постоянных обновлениях и вложениях.
- Высокая конкуренция на рынке.
Стандартные услуги отеля
Мини-отель — не просто комнаты для ночлега, это целый комплекс услуг, среди которых есть перечень обязательных. Стандартно в гостинице предусматривается:
- сервис- рум – уборка номеров, смена полотенец и постельного белья (график в каждом отеле устанавливается свой);
- постояльцев по их просьбе будят утром или в другое время суток (на самолет, поезд);
- предоставляются услуги прачечной, стирка, сушка и глажка белья (или стиральная машина, утюг);
- заказ такси на определенное время;
- доставка и вручение писем, газет;
- сейф в номере или на ресепшен;
- чайный набор – электрический чайник, чашки, заварка, сахар, одноразовая посуда;
- аптечка первой помощи и возможность вызвать врача.
Чтобы заинтересовать клиентов, можно расширить стандартный набор и предложить дополнительные услуги:
- Питание и доставку еды в номера;
- Wi-Fi;
- Бильярд;
- Бассейн, сауна, баня;
- Беседки на территории, мангалы, место для пикника;
- Массаж.
Спектр услуг во многом зависит от расположения, специфики гостиницы и от того, на какой контингент она ориентирована (молодежная, семейная, бизнес–класс).
Анализ рынка: краеугольный камень бизнеса
Очень важно на начальном этапе определиться со спецификой работы. Открыть мини-отель и терпеливо ожидать, когда кто-то обратит на него внимание, — верный путь к краху. Высокая конкуренция позволяет потенциальным постояльцам быть капризными и избирательными, поэтому нужно выделить свой сегмент.
- в гостинице для студентов и молодежи предполагается обстановка без особой вычурности, часто удобства (санузел, душевая) – на несколько номеров, в таких гостиницах шумно и посетители возвращаются домой под утро, но и цена на комнаты – ниже, чем в отелях с большим количеством звезд (что становится решающим фактором). Такое заведение не подойдет для пожилых людей, отдыхающих с детьми, деловых людей;
- тихие семейные гостиницы с их неспешным бытом, напротив, скучны и неинтересны молодым и энергичным людям.
Выбирая место для мини-отеля, следует четко представлять – для кого он: туристам неудобно добираться с несколькими пересадками до памятников истории и интересных мест, в то же время командировочным, особенно, приехавшим на долгое время в чужой город, понравится покой и тишина, спального района с удобной инфраструктурой.
Мини-гостиницы в курортных городах и поселках – отдельная тема. Решающую роль играют несколько факторов:
- близость к морю;
- расположение отеля;
- доступность точек общепита или наличие питания по месту проживания;
- цена.
Грамотное сочетание всех составляющих позволит выгодно выделиться среди огромного количества коллег по рынку.
Производственный план
Чтобы мини-отель начал свою работу, необходимо:
- оформить документы;
- подыскать и приобрести помещение;
- произвести ремонт;
- закупить оборудование, мебель;
- привести в порядок прилегающую территорию.
Организационный план
Регистрация
Прежде всего, владелец открывает ИП или ООО (Устав предприятия, расчетный счет, квитанция, подтверждающая уплату госпошлины).
В налоговой инспекции потребуется документ, удостоверяющий личность, заявление, ИНН и квитанция об уплате пошлины.
Гостиничный бизнес не требует получения лицензии на право им заниматься.
Кроме того, владелец мини-отеля должен привыкнуть к тесному общению с представителями санэпидемнадзора и пожарной инспекции. В каждой из инстанций нужно получить заключение о соответствии объекта нормам.
Для наемных работников обязательно наличие санитарных книжек с пройденным медицинским осмотром.
Поиск помещения
![](https://user88506.clients-cdnnow.ru/wp-content/uploads/2018/06/mini6.jpg)
Экономически невыгодно здание для гостиницы брать в аренду, нужно рассчитывать либо на приобретение готового объекта, либо на постройку нового. Сложно с ходу сказать, что обойдется в итоге дешевле, поэтому данный вопрос нужно прорабатывать на месте.
Выбирая здание или участок под застройку, нужно обратить внимание на возможность удобного подъезда и парковки, расположение поблизости вокзалов, железной дороги, дискотек или клубов. То, что для одного станет минусом, другой использует себе во благо: близость к вокзалу – это высокая проходимость людей и высокая же вероятность постоянного притока клиентов. Но те, кто ищет тихое спокойное место, предпочтут спальный район. Центр города интересен для туристов, но и стоимость объекта будет значительно выше, чем на окраине.
Немаловажным является наличие коммуникаций – холодного и горячего водоснабжения, электричества, вентиляции, отопления.
Поиск персонала
Количество штатных единиц напрямую зависит от масштабов гостиницы, но в одиночку все равно не справиться. Потребуются:
- администраторы (2 человека) – регистрация и общение с клиентами, решение возникающих вопросов;
- горничная (одна или несколько) – обслуживание и уборка номеров, стирка и глажка белья;
- садовник/ уборщик территории;
- если предполагается питание – нужен повар, в бассейне или сауне – инструктор;
- бухгалтер.
Очень часто в мини-гостиницах процветает семейный подряд, что одновременно решает и проблему поиска персонала, и сокращает посторонние расходы.
Ремонт
Независимо от того, в каком состоянии приобретено здание, ремонт и перепланировка потребуются в большей или меньшей степени. Услуги дизайнера недешевы, но стильно и со вкусом оформленный интерьер располагает к себе посетителей и вызывает желание вернуться снова. Стиль напрямую зависит от контингента и направленности работы: строгий деловой, уютный семейный, классический европейский дизайн.
Комплектация номеров
Обстановка в номерах должна быть красивой и удобной, продуманной до мелочей. Мебель из материалов с повышенной износоустойчивостью можно приобрести на специализированных сайтах или выставках. Затраты окупятся, поскольку мебель подвергается жесткой эксплуатации.
- Для обстановки номеров – кровати, столы, стулья, тумбочки, шкафы, зеркала;
- Для ресепшен – стойка, стулья, кресла, диваны, столики;
- Для прачечной – стиральная машина, гладильные доски, утюги;
- Электроприборы и оборудование – телевизоры, холодильники, фены, чайники;
- Оборудование для душевых и санузлов.
Все дополнительные услуги – сауна, бильярдная, кафе – требуют отдельных вложений и расчетов.
Маркетинговый план
Задолго до того, как заведение начнет работать, нужно позаботиться о том, чтобы о нем узнало как можно больше людей:
- реклама в СМИ, на интернет-порталах и билбордах (на въезде в город, на центральных улицах города);
- работа собственного сайта – действующего, с постоянно обновляющейся информацией и быстрой качественной обратной связью;
- сотрудничество с туристическими агентствами, способными дать дополнительную рекламу и «продать» места потенциальным посетителям.
Огромную роль играет название: как вы лодку назовете – так она и поплывет. Не нужно гнаться за вычурными непонятными словами, длинными словосочетаниями. Емкое, яркое запоминающееся имя – залог успешного старта.
Финансовый план
Четкого расчета и точной цифры, необходимой для открытия мини-гостиницы, дать нельзя, вопрос очень индивидуален и напрямую зависит от:
- региона;
- количества звезд;
- исходных данных (наличия/отсутствия помещения);
- запросов владельца (выбора мебели, оборудования, наличия дополнительных услуг);
Статья расходов складывается из:
- Покупки /строительства/аренды помещения (в среднем, от 10 млн);
- Ремонтных и планировочных работ (сюда включаются услуги дизайнера);
- Регистрации мини-отеля;
- Приобретения мебели, оборудования (доставки, сборки, установки – от 1 млн);
- Рекламы;
- Фонда заработной платы (зависит от статуса, региона и других факторов);
- Оплаты коммунальных услуг;
- Выплаты налогов и кредитов;
- Оплаты услуг охранного агентства (сигнализация, выезд по тревоге);
- Приобретения расходных материалов (средства гигиены, питьевая вода, пресса и прочее).
Доход складывается из платы за проживание и платных услуг. В среднем, бизнес окупит себя только через 5-6 лет, при грамотном ведении. Рентабельность составляет 15-20% в год.
Гостиничный бизнес – не самое простое вложение средств, прибыль в чистом виде на первых порах ожидать не стоит, напротив, нужно быть готовым к постоянным расходам. Но работа на имидж, качественное и добросовестное исполнение обязанностей персоналом, доброжелательное отношение и забота о посетителях принесут свои плоды.
Арина
| #
Полезная информация для начинающих в данной сфере. Помимо стандартного набора услуг, особенно в пост-ковидный период мы добавили обязательные санитайзеры в комнатах и влажные антибактериальные салфетки. Также решили что посетитель должен иметь индивидуальный набор для гигиены. Тапочки я думаю само собой разумеещееся. Все эти вроде бы мелочи повышают рейтинг вашей гостиницы в разы, люди понимают что владелец проявляет заботу о постояльцах и останавливаются у вас вновь.
Ответить