Производство плитки, ковриков и других подобных изделий из резиновой крошки – одно из перспективных направлений малого бизнеса.
Краткое описание бизнес-идеи, её преимущества и актуальность
Спрос на данную продукцию постоянно растет. Основной причиной стало более пристальное внимание властей и рядовых граждан к спортивным объектам и детским площадкам в нашей стране. Для последних особенно важно иметь качественное покрытие, которое значительно снижает риск травматизма.
Описание и характеристики плитки из резиновых отходов
Такая плитка выпускается разной формы и толщины. Последний параметр отвечает за прочность и долговечность продукта, от него также зависит стоимость плитки. Чаще всего производят изделия толщиной 10–90 мм, под заказ можно выпустить и более толстую продукцию.
Плитка из резиновой крошки имеет немало преимуществ:
- отличается длительным (не менее 20 лет) эксплуатационным периодом;
- травмобезопасна;
- экологична;
- может быть изготовлена в различных формах и цветах;
- проста в укладке и уходе;
- эстетична;
- нескользкая в сухом и влажном виде.
Сферы применения резиновой плитки
Продукт применяется для:
- детских площадок (разноцветные яркие изделия);
- садовых участков (преимущественно зеленая продукция – под цвет травы);
- спортивных площадок (темные со светлой разметкой, соответствующей тому или иному виду спорта);
- уличных тротуаров (чаще всего это серые и черные варианты).
Отдельной категорией продукции выступает плитка в формате противоскользящих покрытий для влажных зон и накладок на лестничные ступени, а также разнообразные коврики.
Технология производства
При изготовлении плитки используется сырье двух типов – черное для основы и цветное для поверхностного слоя. Его перемешивают с клеевым составом, после чего прессуют, получая на выходе готовое изделие.
Существует две основные технологии прессования плитки – горячая и холодная. В первом случае крошка перемешивается с клеем и запекается в особой машине-прессе. Этот метод очень быстрый, дешевый и простой, но не всегда может обеспечить надлежащее качество готового продукта – от него исходит заметный резиновый запах и он может не выдержать перепады температуры при смене сезонов в условиях нашего климата. Массовое применение горячей технологии стало одной из причин упадка этой отрасли в начале 2010-х гг. Первые потребители резиновой плитки в нашей стране к этому времени уже успели в ней разочароваться – через 1–2 морозных сезона она просто рассыпалась до состояния начальной крошки. Сегодня используются современные клеевые составы и оборудование, позволяющие получить более качественный продукт.
Холодное прессование – более длительное, не настолько выгодное экономически, однако намного более эффективное. Полученный на выходе холодный спрессованный продукт с успехом выдерживает до 20–25 зимних сезонов. Производственный процесс проводится в несколько этапов:
- перемешивание сырья в миксерах;
- закладка массы в формы;
- воздействие на материал давлением;
- высушивание в термошкафах при температуре около 60 ℃ в течение 5–6 часов;
- высушивание при комнатной температуре в течение суток.
Затем следует контроль формы, размеров и качества продукции, ее упаковка и складирование.
Анализ рынка: оценка конкуренции и рисков
Перед тем как разрабатывать бизнес-план производства резиновой плитки из резиновой крошки, следует проанализировать местный рынок подобной продукции и выявить конкурентов – их количество с каждым годом растет. Расширяется и ассортимент продукции, при выпуске которой используется крошка из покрышек.
Среди возможных рисков предприятия:
- нехватка специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере;
- отсутствие достаточного числа поставщиков сырья;
- отсутствие спроса на продукцию;
- сезонность востребованности изделий, т. к. плитка укладывается преимущественно в теплое время года.
Организационный план компании
Регистрация производственного предприятия
Работать можно в формате ИП или ООО. Необходимый код по ОКВЭД – 25.13
Следующий шаг – постановка на налоговый учет и заключение договоров с местными коммунальными службами. Также следует получить разрешение в органах пожарного надзора.
Помещение
Цех по производству резиновой плитки можно разместить в промышленной зоне на окраине населенного пункта – так собственник бизнеса сэкономит на аренде. В непосредственной близости от здания цеха не должно быть жилых построек.
Для размещения оборудования потребуется площадь минимум 80 кв. м, высота потолков должна быть не ниже 3 м, важен доступ к линиям электроснабжения нужной мощности. Обязательна мощная система вентиляции, так как образующиеся в процессе производства пары весьма токсичны.
При правильно организованной защите глаз и органов дыхания выделяемые испарения вреда сотрудникам не нанесут.
Помещение следует разделить на зоны: административную, производственную и складскую. В последней нужно выделить отдельные участки для хранения сырья и готовой продукции. Для работы в зимний период важно наличие отопления. Около здания должны быть удобные для грузового автотранспорта подъездные пути.
Оборудование
Для оснащения цеха понадобятся:
- промышленный миксер;
- прессовальная машина;
- формовочный стол и пресс-формы;
- термошкаф.
Не стоит забывать о необходимой офисной и цеховой мебели – понадобится несколько столов и стульев, шкафы, стеллажи. Нужны также весы и некоторые рабочие инструменты.
Где брать сырьё?
Найти поставщика резинового сырья нетрудно – подобное вторсырье не является сегодня дефицитом. Производится оно преимущественно из отслуживших свой срок автомобильных покрышек. Ошибочно считается, что в целях экономии крошку можно производить самостоятельно – собирать старые шины и перерабатывать (растирать) их. Однако вручную делать это проблематично – необходимо специальное оборудование. Кроме того, для дальнейшего использования этот материал нужно девулканизировать, обработав особыми химикатами.
Выбор качественного клея в данном деле более важен, чем выбор резины, ведь именно связующее вещество возьмет на себя всю нагрузку от воздействия механических и атмосферных факторов. Практически любое резиновое вторсырье на рынке имеет одинаковые свойства, а клеевой состав бывает разным. Нелишним будет купить продукт от нескольких производителей, чтобы проверить качество каждого и выбрать оптимальный вариант.
В список расходных материалов следует включить красящие пигменты: вариант самостоятельного окрашивания крошки более выгоден экономически, чем закупка разноцветного сырья.
Персонал
Для обслуживания работы одной автоматизированной ленты необходимы три оператора в смену. Впоследствии их число можно увеличить до 4–5 сотрудников. Чаще всего такие предприятия начинают с одно- или двухсменного режима работы. Со временем, когда собственник бизнеса сформирует налаженную схему сбыта продукции, можно переходить на работу в 3 смены.
Охранять цех в нерабочее время будут два сторожа, налоговый и финансовый учет целесообразно поручить приходящему бухгалтеру. Также нужен администратор и менеджер по продажам. В первое время эти обязанности может совмещать сам собственник бизнеса. Нелишним будет принять в штат химика-технолога, но этот специалист может быть и внештатным консультантом. Также нужны 1–2 грузчика, уборщик и водитель-экспедитор.
Поиск каналов сбыта плитки из резиновой крошки
Потенциальными оптовыми покупателями продукции являются:
- фирмы по производству дорожных покрытий;
- компании, чья специализация – оснащение спортивных сооружений;
- застройщики;
- строительные магазины.
Привлекать их можно рекламой в местных СМИ и интернете, звонками и письмами о предложении сотрудничать.
Финансовые расчёты
Инвестиции и текущие расходы
Для открытия производства понадобятся следующие стартовые капитальные вложения (в тысячах рублей):
- регистрация – 10;
- аренда на время подготовки к запуску (при условии договоренности с владельцем помещения о льготной арендной ставке на этот период) – 20;
- приобретение оборудования, его установка и наладка – 2500;
- начальная закупка сырья – 1000;
- стартовая рекламная кампания – 50;
- резерв на непредвиденные траты – 20.
Итого: 3,6 млн рублей.
Ежемесячные затраты в тысячах рублей составят:
- зарплата работникам – 100;
- закупка сырья – 1000;
- аренда цеха – 20;
- коммунальные платежи – 20;
- прочие производственные расходы – 30;
- поддерживающая рекламная кампания – 20;
- резерв – 10.
Итого: 1,2 млн рублей.
Прибыль, окупаемость и рентабельность проекта
Расчет выполнен для выпуска плитки размером 500х500х40 мм в объеме 1000 кв. м в месяц. При отпускной стоимости 1600 руб. за 1 кв. м ежемесячная выручка составит 1,6 млн рублей.
Рентабельность производства 25%. Период окупаемости – 9 месяцев.
Франчайзинг
При желании можно рассмотреть вариант работы в формате франшизы. В этом случае основными этапами организации и налаживания выпуска продукции будет заниматься головная компания. Ее специалисты будут консультировать начинающего предпринимателя. Они также возьмут на себя вопросы по поиску поставщиков сырья и покупателей плитки, подберут и установят оборудование. Минус такой работы – необходимость отчисления части выручки в качестве оплаты услуг франшизы, преимущество – все возможные производственные и маркетинговые риски будут снижены до минимума.
Производство плитки из резиновой крошки – молодое, но уже востребованное направление с хорошими перспективами. На сегодня это – выгодное и актуальное производство, продукт которого пользуется спросом, а сфера применения постоянно увеличивается.