Современные тенденции выводят заботу о здоровье собственного организма на первый план. Отказываясь от бесплатных услуг государственных лечебных учреждений, клиенты прибегают к услугам специализированных частных клиник и диагностических центров, что влечет за собой возрастание популярности подобных заведений в качестве перспективного вида предпринимательской деятельности. Бизнес-план диагностического центра содержит пошаговое руководство по открытию собственного частного лечебного учреждения, перечень требований к арендуемому помещению, трудоустраиваемым сотрудникам, приобретаемому оборудованию, а также финансовые показатели бюджетной части проекта.
Диагностический центр как бизнес: актуальность и преимущества проекта
Актуальность бизнес-проекта обусловлена не только популяризацией у населения современных частных диагностических услуг, но и возможностью роста, развития бизнеса, а также расширения перечня оказываемых платных услуг. Важно учитывать, что современный полнофункциональный центр диагностики не имеет в своем составе лаборатории и проводимые исследования не выполняются специалистами центра.
Суть работы лечебного учреждения сводится к приему анализов у пациентов, последующей их отправке в лабораторный комплекс для исследования и выдаче результатов анализа пациенту, постановке диагноза. В этой связи диагностический центр, помимо иных преимуществ, имеет собственную предпринимательскую привлекательность за счет отсутствия необходимости строительства полнофункциональной лаборатории и приобретения дорогостоящего исследовательского оборудования.
Перечень оказываемых услуг
Конкретный ассортимент предоставляемых пациентам диагностического центра услуг напрямую зависит от работающих в организации специалистов, используемого диагностического оборудования и внешних факторов. Основным направлением центра станет функциональная диагностика организма с применением специальной медицинской техники и оборудования. Примерный перечень предоставляемых услуг центра диагностики состоит из следующих пунктов:
- осмотр и консультация врача;
- сбор необходимых анализов и отправка в исследовательскую лабораторию;
- ультразвуковое исследование внутренних органов;
- рентген;
- электрокардиограмма;
- иные дополнительные услуги и обследования.
Анализ рынка: целевая аудитория, оценка конкуренции и рисков
Неотъемлемой составляющей грамотного бизнес-плана является тщательный предварительный анализ рыночной ситуации и оценка местного уровня конкуренции в избранной области предоставления услуг. В отдельных городах и регионах страны уровень конкуренции в области медицинских диагностических учреждений сравнительно невысок. Количество конкурирующих компаний, а также успешность их деятельности на рынке – определяющие факторы при выборе места расположения центра диагностики, формировании ценовой политики, а также наработке первоначальной клиентской базы в избранном регионе осуществления деятельности.
При реализации предварительного анализа рыночной ситуации и места расположения будущего диагностического центра необходимо также учитывать уровень спроса на медицинские услуги функциональной диагностики организма в выбранном регионе. Целевая аудитория бизнес-проекта – взрослые и дети разного пола и возраста, нуждающиеся в услугах функциональной диагностики организма.
Пошаговое руководство по организации бизнеса
Регистрация и лицензирование
Как и для других направлений предпринимательской деятельности, государственная регистрация для диагностического центра – обязательная процедура. Необходимо также определиться с формой собственности хозяйствующего субъекта и озадачиться постановкой на учет в местном налоговом органе, а также получением разрешительной документации от пожарной инспекции и органа санитарно-эпидемиологического контроля.
Оптимальным вариантом для осуществления деятельности диагностического центра станет регистрация юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью. С учетом предоставления услуг в медицинской сфере для осуществления деятельности понадобится также получить специальную лицензию.
Помещение
Место расположения помещения диагностического центра играет определяющую роль в вопросе развития и прибыльности бизнеса. Необходимо подобрать подходящее место с учетом уровня проходимости потенциальных клиентов компании, а также удобства транспортной развязки. Весомым преимуществом станет организация специального места для хранения детских колясок и обустройство пандусов на входе в центр диагностики.
На старте бизнес-проекта помещение рекомендуется арендовать, при идеальном развитии событий – с возможностью дальнейшего выкупа. Удобная автостоянка или парковка в непосредственной близости от помещения диагностического центра способна дать весомое конкурентное преимущество бизнес-проекту. В определенных ситуациях возможно согласовать размещение центра функциональной диагностики организма на территории государственных лечебных учреждений, в этом случае прогнозируется планомерный рост клиентов центра.
Для организации небольшого диагностического центра подойдет светлое и просторное помещение площадью около 70–80 квадратных метров с одним или двумя кабинетами функциональной диагностики, а также офисами персонала, кабинетом директора, регистратурой, гардеробной и местом ожидания приема.
Оборудование и инвентарь
Перечень необходимого оснащения напрямую зависит от ассортимента предоставляемых диагностических услуг. Наибольшей популярностью пользуются следующие виды оборудования для медицинской диагностики:
- аппарат УЗИ;
- рентген;
- электрокардиологическое оборудование;
- аппарат МРТ;
- приборы для локальной диагностики организма специализированной направленности.
Помимо прочего, понадобится офисная мебель для персонала, кабинета директора и мест ожидания приема врача.
Персонал
Помимо врача-терапевта, педиатра, невропатолога и младшего медицинского персонала, необходимо озадачиться трудоустройством технического персонала, бухгалтерского отдела, администраторов в регистратуру. Привлечение клиентов и стартовый маркетинг рекомендуется доверить стороннему специализированному агентству, а функции руководителя на старте проекта предприниматель осуществляет самостоятельно.
Маркетинговая стратегия и реклама
Создание собственного фирменного стиля
Создание фирменного стиля – важный этап формирования имиджа и репутации компании. Речь идет о разработке визиток диагностического центра, фирменных бланков, логотипа и рекламных щитов.
Конкурентные преимущества диагностического центра
- профессионализм и квалификация трудоустроенных сотрудников и медицинского персонала центра;
- удобство места расположения компании, комфортная транспортная развязка, удобная парковка и высокая проходимость целевой аудитории;
- гибкая и привлекательная ценовая политика организации;
- грамотный маркетинг и разработка собственного уникального фирменного стиля компании.
Способы привлечения клиентов
Традиционными способами рекламы собственных услуг станут расклейка объявлений, раздача листовок в местах с большой проходимостью целевой аудитории проекта, реклама на местном телевидении и радиостанциях, а также создание собственного сайта-визитки компании.
Финансовая часть бизнес-плана: рентабельность проекта
Средняя сумма первоначальных капиталовложений для открытия небольшого центра функциональной диагностики организма составит около 100 тысяч рублей. При этом средний годовой доход предприятия, с учетом текущих расходов на обеспечение жизнеспособности бизнес-проекта, составит 200–300 тысяч рублей. Таким образом, срок окупаемости стартовых инвестиций составит не более одного года с начала деятельности, а бизнес-проект, основанный на организации собственного медицинского центра функциональной диагностики организма, относится к высокорентабельным видам предпринимательской деятельности.