Сегодня
USD ЦБ87.8077
EUR ЦБ95.7849

Овцеводство как бизнес для начинающего фермера

Скачать Заказать Франшиза В избранное Обсудить

Все больше начинающих предпринимателей обращает внимание на различные направления животноводства. И разведение овец в этом плане особенно популярно. Такое начинание не требует слишком больших начальных инвестиций. К тому же овцы нетребовательны к условиям содержания. Но прежде чем переходить к открытию предприятия, необходимо тщательно изучить особенности этой деятельности и составить детальный бизнес-план по разведению овец.

Бизнес по разведению овец: актуальность идеи

Овцеводство

Овцеводство на отечественных просторах считается традиционным направлением сельского хозяйства. Но, несмотря на это, на сегодняшний день отрасль развита крайне слабо. Основная масса овец в стране выращивается на личных подворьях населения, а крупных поставщиков баранины практически нет. В связи с этим новое предприятие почти не будет иметь конкурентов на рынке.

Преимущества овцеводства

Отличается выращивание овец как бизнес и рядом других достоинств. Основные из них следующие:

  • нетребовательность животных к условиям содержания;
  • минимальные затраты труда на уход за такой живностью;
  • немалый спрос на мясо, шерсть и молоко;
  • относительно небольшие стартовые инвестиции для открытия бизнеса;
  • быстрое увеличение поголовья;
  • высокая устойчивость овец к заболеваниям, которые прослеживаются у других разновидностей скота;
  • скороспелость.

Справка. Стоимость баранины на рынке ниже, чем свинины или говядины. Зато поскольку конкуренция в данном направлении незначительна, предпринимателю гораздо проще находить каналы сбыта продукции.

С чего начать деятельность?

С чего начать овцеводство

Открытие такого бизнеса требует тщательной проработки организационных и финансовых моментов. Уже на этапе планирования необходимо детально изучить степень развития этой отрасли в регионе, а также определиться с масштабами будущего фермерского хозяйства.

Выбор формата: небольшое хозяйство или крупная ферма?

Формат своего хозяйства заводчик должен определить еще в начале развития проекта. Можно зарегистрировать личное подсобное хозяйство (ЛПХ) или оформиться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Между ЛПХ и ИП существует большая разница, которая заключается в следующем:

  1. ЛПХ создаются с целью обеспечения продукцией животноводства своей семьи, а к продаже допускаются только излишки производства. ИП волен продавать весь объем производимой продукции.
  2. ЛПХ не требует официальной регистрации. Крупные фермерские хозяйства обязательно регистрируют.
  3. ИП облагаются налогом, который зависит от общей суммы дохода фермы. Формат личного подсобного хозяйства не подлежит налогообложению.
  4. Для частных предпринимателей-животноводов предусмотрена система льгот и субсидий. Владельцы ЛПХ государственной помощью пользоваться не могут.
  5. Во владениях личного подсобного хозяйства может быть не боле 2,5 Га выпаса. ИП в этом плане не ограничен.

Справка. Выбор конкретного формата полностью зависит от предпринимателя и его ресурсов. Но специалисты рекомендуют начать с ЛПХ. В таком хозяйстве заводчик может набраться опыта, а уже после этого расширить масштабы предприятия.

Анализ отрасли и конкурентов

Конкуренция

Как уже было отмечено, в России бизнес по разведению овец развит довольно слабо. При этом предприятия, специализирующиеся в этом направлении, распределены достаточно неравномерно. Так, на территории Кавказа, Урала и Южного Федерального округа сосредоточено больше крупных ферм, чем в остальной части страны. Такая статистика объясняется благоприятным типом климата и наличием обширных пастбищ в регионе. Соответственно здесь конкуренция будет значительно выше.

Наличие свободных плодородных территорий для выпаса является решающим фактором при открытии овцефермы. Наиболее выгодными для организации бизнеса регионами будут :

  • Северный Кавказ;
  • Ставропольский Край;
  • Урал;
  • Поволжье;
  • Краснодарский Край.

Разведение овец в других регионах также возможно, но ежемесячные траты на закупку кормов существенно возрастут.

Технология разведения овец и выбор породы

Технология разведения

В овцеводстве выделяют несколько направлений продуктивности, в соответствии с которыми разделяют и все породы такой живности. Все они делятся на:

  1. Мясные. Отличаются быстрым набором веса и хорошо подходят для выращивания в центральных областях. Наиболее популярные породы – романовская, северокавказская, куйбышевская.
  2. Мясо-сальные. Наиболее известными представителями считаются эдильбаевская и гиссарская породы. Такие животные отличаются качественным мясом и большими запасами курдюка.
  3. Шерстные и мясо-шерстные. Акцент при разведении делается на получение шерсти. К числу известных относятся советский и австралийский мериносы, прекос, грозненские овцы.

В соответствии с выбранной породой подбирают и подходящую технологию выращивания. В большинстве случае овец держат в загонах на улице. В утепленную овчарню стадо перегоняют лишь зимними ночами. Обязательно у такой живности должен присутствовать доступ к обширным пастбищам. Кормят овец весь день на выпасных территориях либо, насыпая корма в кормушки в загонах (в холодный период года).

Чем кормят овец?

В плане питания овцы крайне неприхотливы. Основу их рациона с весны до середины осени составляет трава с пастбищ. И лишь в зимний период заводчики переводят поголовье на сено и концентраты.

В среднем каждая особь за год съедает:

  • около 200 кг травы и силоса;
  • до 100 кг зерновых кормов;
  • 150 кг качественного сена;
  • 100 кг соломы.

Также в обязательном порядке основное меню дополняют витаминными и минеральными добавками.

Организационный план

Организационный план

При планировании бизнеса по разведению овец важно заранее продумать, какой участок выбрать для застройки, как правильно организовать ферму, сколько нужно нанять персонала. Кроме того, важным моментом является официальная регистрация предприятия.

Регистрация деятельности

Регистрация хозяйства – обязательный этап, если заводчик планирует продавать мясо и шерсть в больших объемах. Но для начала, если новичку хватает пастбищ площадью до 2,5 га и он не планирует продажи больших партий продукции, можно попробовать свои силы в виде ЛПХ. Такая деятельность не требует официальной регистрации. Кроме того, владелец хозяйства в этом случае освобождается от уплаты налогов.

Если же заводчик сразу планирует разводить овец для получения крупной прибыли, арендовать большие площади земли, сотрудничать с крупными фабриками и ресторанами, необходимо оформиться, как ИП. Также для нормальной деятельности предприятия обязательно необходимы разрешения из пожарной инспекции и санэпидстанции.

Поиск и аренда земли

Поиск земли

На начальных этапах развития бизнеса землю для постройки фермы и выпаса овец лучше взять в аренду. Такой вариант требует меньших инвестиций. При этом к выбору участка следует подходить особо тщательно.

Важно подобрать оптимальную площадь выпаса. На одно животное из стада выделют не менее гектара земли. Пастбище должно располагаться недалеко от загонов и овчарни, чтобы отару не пришлось долго перегонять. Кроме того, вся площадь фермы с выпасом должна быть достаточно удалена от населенных пунктов.

Строительство фермы

Для организации своей фермы вовсе не обязательно строить ее с нуля. Со времен СССР на территории страны осталось большое количество заброшенных ферм с подходящими кошарами и загонами. Восстановить их значительно проще, чем отстраивать по новой.

Из коммуникаций в помещение необходимо провести только свет. Ставить дорогую систему отопления не имеет смысла, так как овцы надежно защищены от холодов шерстью. Для перестраховки устанавливают в одном из углов буржуйку.

Важно! При организации фермы нужно возвести рядом с загонами хранилища для кормов и инструмента, а также бойню. Такие постройки значительно упростят деятельность заводчика.

Покупка молодняка

Покупка молодняка

Перед покупкой поголовья молодых овец важно определиться с тем, какая именно порода нужна. Для этого детально анализируют конкуренцию в регионе, его климатические условия, актуальность той или иной продукции на местном рынке сбыта.

Приобретают животных исключительно у проверенных поставщиков. Перед покупкой важно узнать, сколько времени поставщик занимается продажей овец, поинтересоваться у бывших покупателей о его надежности.

При покупке молодняка обязательно уделяют внимание таким моментам:

  • упитанность ягнят;
  • общее состояние здоровья и перенесенные заболевания;
  • болели ли родители малышей и чем именно;
  • соответствие экстерьерных особенностей молодняка заявленным породным стандартам.

Если заводчик планирует реализацию мясной продукции, то всех животных после покупки регистрируют.

Подбор персонала для работы на ферме

Подбор персонала

Хоть уход за овцами и не предполагает особых сложностей, самостоятельно справиться с крупным поголовьем фермер не сможет. В этом случае необходимо нанимать дополнительный персонал. Минимальный штат должен включать следующих сотрудников:

  • пастух;
  • разнорабочий (в обязанности входит кормление отары и уборка загонов);
  • доярка.

Также для крупной фермы обязательно следует нанять опытного ветеринара и стригаля. В небольших хозяйствах их услугами можно пользоваться периодически без полноценного найма.

При выборе пастухов следует рассчитывать, что на каждого работника должно приходиться не боле 50 голов скота.

Маркетинговый план: поиск каналов сбыта продукции

Надежные каналы сбыта необходимо искать еще на этапе планирования бизнеса, тщательно проанализировав доступные направления в регионе. Основной доход при разведении овец фермер получает с продажи мяса. Баранину в больших объемах закупают супермаркеты, заведения общественного питания. Также ее можно по небольшой стоимости сдать перекупщикам.

Определенный доход заводчики получают с продажи шерсти. Имеет смысл заключить договор с крупными фабриками на оптовые поставки в периоды стрижки овец. Также ценятся у закупщиков уже выделанные шкуры животных.

Хотя на молочную продукцию овец спрос не такой большой, как на коровье молоко, все же заработать можно и на ней. В этом случае лучше продавать молоко и сыр в розницу.

Еще одним направлением может стать продажа молодняка. Но на начальном этапе развития фермы его реализуют редко.

Финансовые расчёты

Подробный расчет затрат и доходов выступает неотъемлемой частью любого бизнес-плана. Составляют финансовый план максимально детально и на пару лет вперед, чтобы видеть возможные перспективы развития и точно судить об окупаемости и рентабельности будущего начинания.

Вложения в бизнес по разведению овец

На открытие фермы с нуля требуется довольно крупный капитал. Поэтому лучше заниматься такой деятельностью на уже обустроенных заброшенных фермах. Начальные инвестиции в этом случае расходуются в таких направлениях:

  • регистрация бизнеса;
  • аренда земельного участка под ферму и пастбища;
  • ремонт загонов, хранилищ, овчарни;
  • закупка молодняка;
  • заработная плата персоналу (минимум на 3 месяца вперед);
  • оплата налогов.

Если планируется открытие фермы на 300 голов с дальнейшим расширением, с учетом актуальных расценок стоимость начальных инвестиций в проект составит около 1,5 млн рублей.

Текущие расходы

Также в расчет следует включить ежемесячные расходы, в число которых входят:

  • закупка кормов;
  • выплата заработной платы;
  • оплата коммунальных услуг;
  • транспортные перевозки продукции.

В среднем, общая сумма всех таких расходов может доходить до 700 тыс. рублей в год.

Выручка от продажи мяса, шерсти

В целом с продажи мяса и шерсти овец можно за год выручить около 1,2 млн рублей. Определенный доход при наличии каналов сбыта получают с молока и продажи молодняка. Таким образом, общий доход будет составлять примерно 1,4 млн рублей.

Прибыль фермерского хозяйства

Если из общей суммы доходов вычесть текущие расходы на содержание и непредусмотренные траты, то прибыль предприятия за первый год составит 700–800 тыс. рублей. Если снизить количество персонала в штате, то этот показатель можно существенно повысить.

Рентабельность разведения овец

Учитывая указанные выше моменты, первоначальные затраты на открытие окупятся в течение 2-2,5 лет, после чего заводчик начнет получать чистую прибыль. В дальнейшем часть денег можно тратить на развитие бизнеса, что также увеличит и доходную часть.

Разведение овец как вид предпринимательской деятельности популярно среди начинающих бизнесменов по нескольким причинам. Такой бизнес приносит немалый доход. Овцы нетребовательны к условиям содержания и уходу. Такая живность редко болеет, что существенно снижает риски. Но перед открытием собственного бизнеса на овцеводстве необходимо тщательно проанализировать состояние рынка в своем регионе и подготовить детальный бизнес-план с учетом финансовой составляющей.

Купить готовый бизнес план

Оставьте комментарий