Многим людям современный ритм жизни не дает возможности тратить большое количество времени на приготовление пищи. В связи с этим стремительно растет популярность полуфабрикатов, особенно это касается мясных изделий. Такая продукция отличается доступной ценой, проста в приготовлении и представлена в широком ассортименте, однако не каждый производитель может похвастаться качеством своего товара. Сделав акцент на этом факторе, а также составив бизнес-план цеха по производству полуфабрикатов, учитывающий особенности данной деятельности, ситуацию на рынке и финансовые возможности, можно добиться успеха в этой сфере и получать стабильную прибыль.
Краткое описание проекта, задачи и цели
Изготовление полуфабрикатов относится к перспективным направлениям предпринимательства, в котором наладить каналы сбыта не составит особого труда. Это обусловлено постоянно растущим спросом на продукты быстрого приготовления, позволяющим потребителю в считаные минуты обеспечить себе завтрак, обед или ужин. После принятия решения о производстве подобной продукции особое внимание уделяется ее качеству. Многие производители в целях экономии снижают количество мяса в рецептуре, заменяя его другими компонентами, что негативно сказывается на полезности и питательности изделий.
Чтобы привлечь покупателей и занять свою нишу на рынке, предприятие должно отличаться безукоризненной репутацией, а значит, предъявлять высокие требования к качественным характеристикам готовой продукции, строго придерживаясь технологий в процессе изготовления.
Описание продукции
К полуфабрикатам относятся порционные изделия, прошедшие первичную обработку, но для доведения до полной готовности нуждающиеся в термической обработке (жарке, варке и т. п.), которую осуществляет уже непосредственно покупатель. Существует большое количество разновидностей такой продукции, изготовленной из мяса, рыбы, овощей, круп или комбинированным способом. Особенно популярными считаются:
- пельмени;
- котлеты;
- зразы;
- блинчики;
- тефтели;
- биточки;
- фрикадельки;
- вареники;
- чебуреки;
- бифштексы;
- фаршированный перец;
- голубцы;
- замороженные овощи.
При разработке ассортимента учитываются национальные традиции и предпочтения потребителей. Производители регулярно добавляют новые позиции, но из всего разнообразия наиболее востребованными являются мясные изделия, состоящие из фарша и различных добавок. Мясные полуфабрикаты могут быть как натуральными, так и переработанными. К первому варианту относятся порционные, мелко- и крупнокусковые, а также рубленые виды, ко второму – разного рода котлеты.
Анализ рынка полуфабрикатов
Сегодня рынок замороженной продукции можно назвать полностью насыщенным и состоящим из большого количества участников. В связи с дефицитом времени большинство людей предпочитает приобретать замороженную продукцию, особенно в крупных городах, что способствует активному развитию этой сферы производства. Основными игроками здесь являются сетевые магазины, оборудовавшие собственные цеха по выпуску полуфабрикатов.
Количество потребителей данной продукции в РФ превышает 50% всего населения.
В основном целевую аудиторию составляют:
- люди в возрасте от 18 до 25 лет, не желающие тратить время на приготовление пищи;
- население с небольшим доходом, которому более выгодно питание дешевыми полуфабрикатами.
Выделиться на фоне высокой конкуренции можно, придерживаясь следующих правил:
- стоимость полуфабрикатов рассчитывается на потребителя среднего класса, поскольку слишком дорогие изделия не будут востребованы;
- при изготовлении продукции особое внимание уделяется рецептуре, так как недорогие и вкусные изделия поспособствуют тому, что покупатель неоднократно за ними вернется.
Технология производства замороженных полуфабрикатов
Изготовление полуфабрикатов происходит следующим образом:
- В перерабатывающий цех подается сырье, как правило, находящееся в замороженном состоянии, для работы с ним используется дробильный станок. В процессе обработки обвальщиками производится отделение от костей мяса.
- Сырье перекручивается в фарш, который соединяется со льдом, холодной водой, солью, сахаром и всевозможными специями, их количество непосредственно зависит от рецептуры конкретного изделия.
- Полученная смесь помещается в смеситель и вымешивается до получения однородной массы, затем перекладывается в специальное оборудование, где разделяется на порции.
- Приготовленные изделия подвергаются панировке и замораживаются в специальной камере. Данный процесс происходит в три этапа: охлаждение до 0 С °, заморозка до -5 С ° и глубокая заморозка до -18 С °.
Замороженные изделия упаковываются в полиэтилен или коробки из картона, а затем вновь помещаются в морозильные шкафы, где остаются до момента транспортировки потребителю.
Для получения качественной продукции в процессе производства используются лишь первосортные материалы, и строго соблюдается технология.
Экономия на сырьевой базе неизбежно приводит к падению спроса на продукцию, а значит, и к убыткам предприятия.
Как организовать бизнес по производству полуфабрикатов
На первом этапе открытия проекта предпринимателю предстоит решить следующие вопросы:
- анализ будущего ассортимента продукции и определение ценовой категории на основании изучения рынка;
- разработка рецептуры;
- организационные этапы.
Регистрация предприятия, разрешительная документация
Для запуска производства предпринимателю предстоит пройти процедуру оформления деятельности и получить необходимые разрешения в государственных органах. Выбирая правовую форму, лучше всего отдать предпочтение ООО, поскольку данный статус предоставит возможность функционирования фирмы без каких-либо ограничений.
Порядок действий для регистрации:
- подготовка пакета документов (паспорт учредителя, решение об учреждении юридического лица, сведения об уставном капитале, устав общества, квитанция об оплате государственной пошлины);
- обращение в налоговый орган;
- выбор системы налогообложения;
- указание в документах кодов ОКВЭД, соответствующих деятельности, в данном случае – 10.73 (Производство пельменей и др.), 10.13 (Производство полуфабрикатов);
- получение свидетельства об оформлении деятельности в течение 5 рабочих дней.
В качестве налоговой нагрузки рекомендуется выбрать УСН со ставкой 15% от прибыли.
Помимо регистрации, предприниматель получает разрешение Роспотребнадзора, в пожарной инспекции и СЭС, а также выписку в банке об открытии расчетного счета юридического лица.
Помещение под цех, требования к нему
Предприятию понадобятся площади под оборудование производственных цехов, складов для хранения сырья и готовой продукции, подсобных помещений и офиса. Производственные помещения должны быть расположены вдалеке от жилых строений и соответствовать стандартам, предусматривающим наличие:
- площади не менее 120 м2;
- естественного освещения;
- подъездных путей для подвоза сырья и вывоза готовой продукции;
- систем пожарной безопасности и вентиляции;
- коммуникаций (горячего и холодного водоснабжения, электричества);
- помещений для бытовых нужд персонала и санузла.
Помимо этого, в производственных цехах напольное покрытие должно быть бетонированным или выполненным в виде резинового настила. Стены облицовываются кафельной плиткой или покрываются специально предназначенной для этой цели краской. В процессе производства потребуется использование системы климатического контроля, способствующей поддержанию необходимой температуры (18–22 С °).
Покупка оборудования
Перед приобретением оборудования предприниматель должен определиться с ассортиментом и технологией производства этих изделий, поскольку закупить технику, посредством которой можно было бы производить любые виды полуфабрикатов, невозможно. На первом этапе деятельности рекомендуется остановить свой выбор на одной производственной линии. К примеру, для выпуска котлетных изделий понадобятся:
- ленточная пила для разделывания мяса;
- аппарат формировочный;
- камера шоковой заморозки;
- морозильная камера;
- рабочая поверхность с набором ножей для мясника;
- производственная мясорубка;
- агрегат для перемешивания фарша;
- оборудование для упаковки;
- промышленные весы;
- тележки для перевозки продукции и сырья.
При приобретении производственной линии, бывшей в употреблении, предприниматель экономит примерно 40% запланированных на открытие проекта средств. Если предпочтение отдано новой технике, рекомендуется закупить модели европейского или азиатского происхождения. Несмотря на то что китайские аналоги стоят на 30% дешевле, в производительности они значительно уступают европейскому варианту.
Формирование штата
Набор персонала производится в соответствии с запланированными производственными мощностями. С учетом того, что данный рабочий процесс сопровождается высокими рисками, при отборе кадров требуется опыт работы в этой сфере. Предприятию, изготавливающему полуфабрикаты, потребуются:
- руководитель;
- менеджер, отвечающий за реализацию;
- технолог;
- складской работник;
- бухгалтер;
- уборщик;
- подсобный рабочий;
- мясник;
- формовщик;
- упаковщик.
Персоналу, связанному непосредственно с изготовлением и фасовкой продукции, необходимо иметь медицинские книжки.
Поиск каналов сбыта продукции
Готовые полуфабрикаты будут поставляться:
- магазинам, небольшим павильонам, торговым точкам на рынках;
- сетевым супермаркетам и гипермаркетам;
- заведениям общественного питания.
Продукцию лучше всего начать сбывать в небольших городах, где меньше конкурентов, что предоставит возможность быстрее зарекомендовать себя среди потребителя и занять свою нишу на рынке. В качестве рекламы можно использовать печатные издания, листовки, собственный сайт в интернете, где будет размещен полный ассортимент изделий и их стоимость, а также информация о новинках.
Финансовые показатели проекта
Сумма прибыли предприятия будет зависеть от количества текущих расходов и производственных мощностей. Бизнес-план производства полуфабрикатов в каждом отдельном регионе будет содержать разные финансовые показатели. Для запуска проекта понадобятся стартовые вложения, в которые входят:
- оплата аренды помещения – 60 000;
- проведение ремонтных работ – 80 000;
- регистрация ООО – 20 000;
- приобретение оборудования – 1 000 000;
- закупка сырья – 300 000;
- рекламная кампания – 50 000.
Всего потребуется 1 510 000 рублей.
Каждый месяц предпринимателю предстоит осуществлять расходы, связанные с производством, в них входят:
- аренда помещения – 60 000;
- оплата труда персонала – 250 000;
- коммунальные услуги – 20 000;
- приобретение сырья – 300 000;
- техобслуживание линии – 30 000;
- реклама – 15 000;
- неожиданные расходы – 40 000.
Сумма ежемесячных трат составит 715 000 рублей.
Средняя производственная линия выпускает 300 кг полуфабрикатов за одну смену, средняя оптовая цена за 1 кг достигает 200 рублей. Таким образом, за смену предприятие заработает 60 000 рублей (300 х 200), а за месяц – 1 800 000 рублей (60 000 х 30).
Разница между ежемесячными доходами и расходами составит:
1 800 000 – 715 000 = 1 085 000 рублей
Налоговые отчисления со ставкой 15% от прибыли рассчитываются так:
1 085 000 х 0,15 = 162 750 рублей.
Доходность предприятия по производству полуфабрикатов составит:
1 800 000 – 715 000 – 162 750 = 922 250 рублей.
Расчет рентабельности:
922 250/1 800 000 = 51,2%
Для полной окупаемости стартовых вложений в проект понадобится 2 года. При этом нужно учитывать, что для формирования постоянной клиентской базы потребуется от 1 года до 1,5 лет, что увеличит срок окупаемости.