Керамическая посуда и сувенирные изделия из глины – товар, на который наблюдается растущий спрос. Собственная гончарная мастерская – отличная идея для бизнеса с небольшими вложениями. Это направление предпринимательства популярно по всему миру, особенно в регионах, где развит туризм. Бизнес-план гончарной мастерской поможет разобраться во всех тонкостях гончарного дела и наладить свое производство.
Актуальность идеи открыть гончарную мастерскую
Керамика используется человеком уже более 5 тысяч лет. Из глины делают не только посуду, но и терракотовые статуэтки, скульптуры и даже украшения.
В античной Греции гончарные изделия расписывались мастерами, которые были известны на всю ойкумену. С тех пор ничего не изменилось. Керамическая посуда до сих пор не вышла из обихода, как и другие изделия из глины.
В керамической посуде готовят еду. Из нее едят, а также используют керамику как предмет декора.
Сегодня гончарная посуда – это продукт, спрос на который увеличивается из года в год.
Почему этот бизнес актуален:
- Спрос на рынке превышает предложение. Заводской посуды много, но сделанной вручную не хватает, чтобы удовлетворить потребность каждого покупателя.
- Развитие туризма. В регионах с благоприятным туристическим климатом этот бизнес наиболее актуален. К примеру, на юге России и в Крыму большим спросом пользуются расписные керамические сосуды – копии античной керамики греческих городов-государств северного Причерноморья. Местные мастера делают копии амфор, киликов, канфаров, лекифов, столовых блюд и успешно продают их не только на местном рынке, но и по всей России.
- Низкая конкуренция. Увеличивает шансы предпринимателя быстро занять свое место на рынке.
Технология гончарного производства
Чтобы производить гончарные изделия, нужно освоить ремесло, для этого понадобится время.
Производство керамики включает в себя следующие этапы:
- Добыча глины. Места добычи в каждом регионе могут отличаться. Это самый ответственный процесс. Глина добывается в сельской местности. Но для гончарного дела подходят не все породы. К примеру, категорически запрещается использовать глину, которой обмазывают дома и печи – она слишком грубая. Необходимо найти месторождение гончарной глины, ее понадобится много. Лучший вариант – поехать в деревню и спросить у местных старожилов, где раньше брали глину для производства черепицы и кирпича.
- Вымачивание. Когда поставка сырья организована, его необходимо подготовить к производству. Процесс этот включает вымачивание и фильтрацию. Это делается, чтобы избавить глину от сторонних веществ и сделать ее более пластичной.
- Производство форм посуды, статуэток, других изделий.
- Их сушка. Изделия несколько суток сохнут при комнатной температуре. Сушка необходима, чтобы при обжиге продукция не потрескалась.
- Обжиг в печи. Минимальная температура – 600 градусов. Но для хорошего обжига печь разогревают до 800–1200 градусов.
- Эмалировка, разрисовка.
Способы производства заготовок:
- Лепка. Изделие производится без гончарного круга. Для керамических сосудов вылепливаются отдельные части, которые крепятся друг к другу. Таким же способом изготавливают другие изделия – терракотовые статуэтки, глиняные игрушки, сувениры.
- Гончарный круг. Самый распространенный способ производства. Использование гончарного круга позволяет сделать изделие более качественным, вывести его идеальную форму. Кроме того, круг позволяет ускорить процесс, это важно для бизнеса.
- Отминка. Изготавливаются гипсовые формы, на них налепливается глина.
- Литье. Жидкая глина заливается в форму и извлекается после просушки, только потом происходит обжиг.
Дополнительные источники дохода
Продажа готовых изделий из глины – не единственный доход гончарной мастерской.
Дополнительные источники дохода:
- Мастер-классы. Мастер-гончар рассказывает посетителям, как изготовляется его продукция, какие стадии подготовки она проходит. В дополнение к этому посетители самостоятельно делают себе сувениры и при помощи мастера обжигают их в печи. Такой мастер-класс делится на две сессии: производство заготовок из глины и их обжиг на следующий день, после просушки. Кроме того, во время проведения мастер-класса увеличивается объем продаж готовой продукции.
- Курсы по подготовке гончаров. Это длительные занятия, рассчитанные на несколько месяцев. За это время клиент полностью знакомится с гончарным делом и по завершении курса может самостоятельно мастерить изделия из глины.
- Выставки. На мероприятия приходят люди, заинтересованные в покупке керамической продукции.
- Производство на заказ. К примеру, в России много коллекционеров, которые заказывают в подобных мастерских копии шедевров греческой и китайской вазописи. Стоимость такой продукции значительно выше обычной.
С чего начать бизнес?
Регистрация
Первым делом бизнес нужно зарегистрировать в налоговой.
Есть два варианта регистрации:
- Оформление юридического лица. Подходит крупному бизнесу.
- Получение статуса индивидуального предпринимателя (ИП). Наиболее распространенный способ регистрации.
Рассматриваем на примере ИП.
Пошаговая инструкция оформления ИП:
- Подобрать коды ОКВЭД. Они сообщают властям, в какой сфере регистрируется бизнес.
- Выбрать систему налогообложения.
- Написать заявление по форме Р21001.
ВАЖНО! В заявлении обязательно указывается адрес электронной почты. На него придут сканы документов. С апреля 2018 года отправка обычной почтой не осуществляется.
- Оплатить госпошлину.
- Собрать пакет необходимых документов.
- Подать заявление – по месту жительства или через интернет.
ВНИМАНИЕ! Предпринимателям-новичкам рекомендуется выбирать УСН – упрощенную систему налогообложения.
Необходимые документы:
- Копия паспорта.
- Копия ИНН-кода.
- Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
- Готовое заявление по форме Р21001.
Поиск помещения
Расположение помещения не имеет значения, если рядом не будет торговой точки. Большинство таких мастерских расположено в спальных или промышленных районах.
Мастерскую следует открывать на первом этаже, в подвале или в частном секторе – чтобы никому не мешать. Кроме того, такое расположение удобно – не нужно будет каждый раз поднимать заготовки наверх, они весят немало.
Необходимая площадь – 70 м², из которых 15 м² займет готовая продукция и столько же – заготовки.
ВАЖНО! В помещении должна присутствовать гончарная печь. Нужно построить дымоход таким образом, чтобы он никому не мешал, поэтому в жилом доме такое производство наладить не получится. Альтернативный вариант – использовать муфельную печь.
Наиболее удобное место – старый завод или частный сектор.
Оборудование и расходные материалы
Для открытия мастерской по производству керамических изделий понадобится следующее оборудование:
- гончарный круг;
- печь;
- весы;
- мебель для хранения и просушки готовой продукции.
Необходимые материалы:
- глина;
- краски;
- эмали;
- глазури;
- кисточки.
Персонал
Для организации бизнеса понадобятся:
- гончары;
- подсобники;
- художник;
- реализатор товара;
- уборщица.
Как сбывать готовую продукцию?
Способы реализации готовой продукции:
- Собственный магазин или торговая точка.
- Музеи. Сувенирные лавки крупных музеев – отличный рынок для сбыта копий архаических изделий.
- Оптовые поставки. Например, во всероссийские сети сувенирных магазинов, в места, где развит туризм.
- Производство керамических изделий на заказ.
- Интернет. Контекстная реклама, социальные сети, таргетированная реклама, продвижение собственного интернет-магазина.
Сколько можно заработать на гончарной мастерской?
Инвестиции в проект
Первоначальные вложения включают (в руб.):
- приобретение оборудования – 150 000;
- покупка мебели для мастерской – 50 000;
- закупка сырья – 70 000;
- реклама – 50 000;
- аренда помещения – 20 000;
- уплата госпошлины – 800.
Текущие расходы
Ежемесячные траты (руб.):
- уплата аренды – 20 000;
- заработная плата сотрудников – 150 000;
- коммунальные услуги – 12 000;
- уплата налогов.
Доходы, расчёт прибыли и оценка эффективности проекта
Доходность бизнеса зависит от следующих факторов:
- регион размещения;
- качество производимой продукции;
- успех рекламной кампании;
- репутация мастерской;
- способы реализации продукции – собственный магазин, оптовые поставки и пр.;
- объем производства;
- дополнительные направления деятельности – курсы, тренинги, выставки.
Если производить качественную продукцию и грамотно ее продавать, бизнес быстро окупит себя.
Качественная керамика стоит значительно дороже обычной посуды, тем более с красивым орнаментом.
Средняя розничная цена одного изделия – 800 рублей. Оптовая цена – 500 рублей.
Мастерская в среднем выпускает 1000 единиц товара в месяц. При автоматизации производства продуктивность труда гончаров увеличивается.
Ожидаемый ежемесячный заработок – 600 тыс. рублей. Из этой суммы вычитается оплата коммуналки, заработная плата сотрудников, аренда и налоги. Чистая прибыль – 300 тыс. рублей в месяц.
Если ежемесячно производить от 1000 единиц керамических изделий, бизнес окупит себя за 2–3 месяца.
Гончарная мастерская – отличная идея для бизнеса. Лучше всего эта бизнес-идея подойдет творческим людям, для которых предпринимательство – не только способ заработка денег, но и возможность заниматься интересным делом. Преимущества этого дела – небольшие вложения, минимальные риски и быстрая окупаемость.