Квас – вкусный освежающий напиток, который готовят из натуральных ингредиентов. Он не содержит ГМО и консервантов, а потому становится всё более востребованным. Согласно данным маркетинговых исследований, ежегодно объёмы продаж кваса возрастают на 8–10%, поэтому идея открытия собственного мини-предприятия по изготовлению напитка интересует инвесторов. Тем, кто хочет заработать на этом деньги, сначала стоит разработать бизнес-план по производству кваса.
Преимущества собственного производства
Бизнес на изготовлении кваса имеет ряд преимуществ:
- относительно небольшие объёмы инвестиций в открытие;
- высокий спрос на товар, особенно в летний период;
- максимальная выгода – себестоимость напитка в 8–10 раз меньше, чем цена его реализации;
- невысокая конкуренция в этой нише;
- простота ведения бизнеса;
- быстрый запуск мини-предприятия.
Описание компании
Цель проекта – открытие небольшого цеха по изготовлению различных видов кваса. Предприятие будет расположено на арендованной площади за чертой города. Летом производственный процесс организуется в 2 смены – с 8.00 до 17.00 и с 20.00 до 5.00. В зимний период цех работает в 1 смену. Выходные – суббота и воскресенье.
Миссия компании – удовлетворение растущего спроса местного населения на натуральные продукты. Ассортимент выпускаемого кваса:
- хлебный классический;
- окрошечный;
- ягодный;
- имбирный.
В качестве организационной формы выбрано ООО с одним учредителем. Это позволит сотрудничать с организациями – кафе, магазинами и супермаркетами, реализовывать продукцию оптовыми партиями. Выбранная система налогообложения – УСН со ставкой отчислений в размере 6% от суммы доходов.
Технология изготовления напитка
Для приготовления кваса используется специальное оборудование. Процесс производства напитка происходит в несколько этапов:
- Очистка и кипячение воды.
- Приготовление сусла из воды, покупных квасных брикетов с добавлением сахара и дрожжей.
- Брожение. Этот процесс занимает 10–12 часов.
- Фильтрация кваса и разлив в герметично закрывающиеся ёмкости.
- Созревание напитка – тару с квасом помещают в прохладное место на 4 часа.
- Обогащение углекислотой.
Внимание! Приготовленный таким методом напиток хранится не дольше 4 суток при температуре +5…+7 градусов. Для увеличения срока годности в 2 раза можно подвергнуть его осветлению на завершающем этапе технологического процесса.
Анализ рынка и конкуренции в сфере производства кваса
Прежде чем приступить к реализации проекта, необходимо тщательно изучить местный рынок. Конкуренты компании – крупные производители кваса. Важно выяснить:
- какую продукцию они предлагают;
- какой технологией изготовления напитка пользуются;
- добавляют ли в продукт консерванты;
- как налажены каналы сбыта у конкурирующих фирм;
- по какой цене они реализуют товар.
Анализ этих данных поможет разработать свои «фишки» и выделиться на фоне конкурентов. Бороться с ними можно, предлагая потребителю натуральный продукт, не содержащий генномодифицированных добавок, красителей и консервантов. Правда, в этом случае срок хранения напитка сократится до 5 суток. В связи с этим придётся проводить серьёзную работу по поиску каналов сбыта всего объёма продукции. В противном случае компания понесёт убытки.
Как организовать бизнес: пошаговое руководство
Организационный план предприятия включает несколько этапов работы. Первый шаг к реализации цели – легализация бизнеса. Далее предстоит найти помещение для размещения производственной линии, закупить оборудование, нанять рабочих, найти поставщиков сырья. Продукцию придётся сертифицировать.
Регистрация деятельности и сертификация продукции
Чтобы иметь возможность сотрудничать с юридическими лицами, придётся открыть ООО. Если учредитель только один, предпринимателю будет доступна упрощённая система налогообложения со ставкой отчислений 6% от суммы доходов. Для оформления ООО необходимо явиться в налоговую службу и написать заявление по форме Р11001. С собой принести документы:
- паспорт и копию;
- ИНН и копию;
- квитанцию об оплате госпошлины (4000 рублей);
- Устав ООО;
- протокол об учреждении ООО;
- гарантийное письмо от собственника помещения и договор аренды.
После подачи документов (не позднее чем через 30 дней) необходимо написать заявление о применении УСН с выбранной налоговой ставкой. Также предпринимателю нужно выбрать из классификатора код ОКВЭД, разрешающий заниматься деятельностью по производству и продаже кваса – 15.98.2.
Придётся получить сертификат соответствия от Таможенного Союза. Затраты на сертификацию продукта составят 25–40 тысяч рублей. Документ выдаётся на срок 3 года.
Помещение
Для размещения производственной линии подойдёт помещение площадью до 100 м2, расположенное на окраине города или за его пределами. Идеально, если это будет бывшая столовая. Главные требования к обустройству:
- наличие водопровода с возможностью установки фильтровального оборудования;
- хорошая вентиляция;
- канализация;
- исправная электропроводка мощностью до 5 кВт и с переменным напряжением 220 В;
- отдельная зона для хранения кег;
- пол и стены облицованы плиткой или другим легко моющимся материалом;
- удобные подъездные пути и наличие площадки для погрузки-разгрузки товара.
Оборудование
Минимальный набор оборудования для предприятия средней величины обойдётся бизнесмену в 400–500 тысяч рублей. Лучше покупать производственную линию целиком под ключ. В неё входят агрегаты:
- бродильные камеры;
- автомат мойки кег;
- дозаторы для сырья;
- ёмкости для воды;
- система фильтрации воды;
- миксеры;
- охлаждающее оборудование;
- линия розлива и закрутки бутылок;
- дубовая бочка для хранения сусла;
- промышленный холодильник;
- запас кег.
Сырьё
К поиску поставщиков сырья следует подойти со всей серьёзностью, ведь от качества ингредиентов зависит вкус готового продукта. Основные компоненты, из которых готовят квас, это:
- ячменный солод;
- ржаная мука;
- специальные квасные брикеты;
- сахар;
- вода.
Для приготовления 100 л напитка используется 5 кг сахара, 300 г сухих брикетов, около 300 л очищенной кипячёной воды. На закупку ингредиентов для получения такого объёма кваса затрачивается 600–700 рублей.
Персонал
Вместе с организатором бизнеса в штат входит 14 сотрудников:
- заместитель директора;
- 2 технолога производства;
- менеджер по сбыту;
- бухгалтер;
- начальник цеха;
- 4 рабочих на линию производства;
- 2 грузчика.
Основные требования к персоналу – опыт работы на производстве безалкогольных напитков, отсутствие судимости, понимание технологического процесса, знание регламентирующей документации, порядочность.
Реклама и маркетинг, поиск каналов сбыта продукции
Продвижение продукта начинается с создания собственного бренда. Придётся придумать запоминающееся название, слоган компании и разработать дизайн этикеток для кваса. Эффективные методы рекламы:
- создание роликов для демонстрации на ТВ;
- реклама на местном радио;
- проведение встреч с владельцами сетей супермаркетов с целью заключения договоров на поставки.
Свою продукцию нужно позиционировать как уникальную, экологически чистую, натуральную. Потребителей всё больше интересует здоровый образ жизни, в выборе продуктов питания и напитков они руководствуются стремлением получить пользу. Это и нужно учитывать при разработке рекламных роликов.
Сколько можно зарабатывать на производстве кваса?
Чтобы выяснить, насколько рентабелен бизнес на изготовлении кваса, нужно произвести расчёты, сопоставив предполагаемые доходы с расходами предприятия.
Инвестиции в проект
Затраты на открытие цеха включают:
- расходы на регистрацию и сертификацию – 44 000;
- приобретение оборудования – 500 000;
- закупку сырья на первое время – 10 000;
- рекламу – 50 000;
- обустройство помещения – 50 000.
Итого: 654 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячные траты на поддержание производства включают:
- расходы на аренду помещения – 40 000;
- ФОТ – 260 000;
- рекламу – 30 000;
- транспортные расходы – 10 000;
- сырьё – 170 000;
- налоговые отчисления – 6% от доходов компании.
Итого: 510 000 рублей плюс налоги.
Доходы и расчёт прибыли
Предприятие за сутки выпускает 1000 л кваса, а за месяц – 24 000 л. Оптовая цена реализации 1 л напитка составляет 35 рублей. Среднемесячную выручку посчитать несложно – 24 000 х 35 = 840 000 рублей. Чтобы вычислить чистую прибыль цеха, нужно от этой суммы отнять ежемесячные траты и налоговые отчисления. Произведём расчёты:
- 840 000 х 0,06 = 50 400 – налог;
- 840 000 – 510 000 – 50 400 = 279 600 рублей – чистая прибыль предприятия за месяц при условии полной загруженности производства.
Срок окупаемости инвестиций составит 6–8 месяцев, в зависимости от количества заказов. В первом квартале цех будет работать не на полную мощность. В этот период важно активно заниматься поиском каналов сбыта.
Производство кваса – отличная идея для бизнеса. Её главные преимущества – простота реализации, высокая рентабельность и небольшой объём инвестиций. Однако огромную роль в достижении успеха играет тщательно разработанная маркетинговая стратегия.