Открытие продуктового магазина – эта идея первой приходит на ум начинающим предпринимателям. Проект является не только самым распространенным среди бизнеса, но и довольно выгодным. Стоит понимать, что торговая точка предусматривает немалые вложения и продуманные действия до момента реализации задумки. Бизнес-план продуктового магазина не только снизит возможные риски банкротства, но и окупит вложения в короткие сроки.
Описание бизнеса и его актуальность
Продуктовый магазин как бизнес практически не нуждается в представлении и описании. Смысл деятельности состоит в реализации продовольственных товаров через розничную сеть. Внимательные люди заметят, что рынок переполнен подобными торговыми точками, но это далеко не так. Всегда найдется место для открытия нового магазина с перспективой на высокую прибыль и быструю окупаемость.
Актуальность магазина продуктов всегда оставалась на высоком уровне. Несмотря на то что повсеместно строятся новые супермаркеты, востребованность павильона во дворах спальных районов не снижается. Это объясняется следующими факторами:
- Доступность – покупателю нет надобности идти или ехать в крупную торговую сеть за продуктами первой необходимости, если их можно приобрести в нескольких метрах от подъезда многоквартирного дома.
- Экономия – сюда можно отнести как экономию времени, так и средств. В первом случае фактор связан с доступностью и отсутствием очередей. Для приобретения хлеба, молока, сдобы человек тратит 10–15 минут, включая передвижение. Сэкономить в маленьком магазинчике можно также собственные деньги, потому что отсутствует соблазн покупки ненужных товаров, которые преследуют покупателя на каждом шагу в супермаркете. Многие люди целенаправленно не посещают сетевые магазины, если в планах не предвидится покупка большого перечня товаров.
- Комфорт – практически все небольшие павильоны оснащены терминалами безналичного расчета, поэтому в этом плане точки так же удобны, как и гипермаркеты. А поскольку продмаг располагается рядом с домом, покупатели знают всех продавцов в лицо, что упрощает систему расчетов (нехватка мелочи и т. д.).
Стоит понимать, что актуальность продовольственного магазина во многом зависит от места расположения. Некоторые районы городов действительно переполнены продуктовыми павильонами, что снижает их прибыль и рентабельность.
![Потенциал открытия новых супермаркетов](https://user88506.clients-cdnnow.ru/wp-content/uploads/2018/10/sypermarket-potenc.png)
Начальный этап
В преддверии открытия бизнеса следует определиться с форматом магазина, а также провести анализ рынка и конкурентов. Нередко после получения элементарных статистических данных предприниматель меняет свое мнение как о предполагаемом районе, так и о концепции торговли.
Выбор формата магазина продуктов
Бизнес-план супермаркета существенно отличается от того же простого павильона в сельской местности. Это объясняется абсолютно разными форматами ведения бизнеса, отличающимися затратами и способами достижения цели. Именно поэтому изначально нужно изучить разницу между всеми возможными типами магазинов, определить их положительные и отрицательные стороны, а также актуальность для выбранного места.
Форматы продовольственного магазина:
- Гипермаркет – площадь до 5 000 кв. м. Это самый масштабный вид бизнеса в продуктовом сегменте. Ассортимент включает в себя не только продовольственные товары, но и множество наименований бытовой химии, одежды, электроники и т. д. Расположение преимущественно за городом, поскольку в черте населенного пункта найти подходящую площадь для здания и парковки покупателей проблематично.
- Супермаркет – площадь до 2 000 кв. м. Наиболее распространенный тип продмага, располагающийся в торговых центрах или стоящий обособленно в местах с большой проходимостью людей.
- Гастроном – площадь до 500 кв. м. Точки ориентированы на реализацию повседневных продуктов питания и стандартного ассортимента бытовой химии.
- Мини-маркет – одна из разновидностей магазина шаговой доступности по типу самообслуживания с 1–2 двумя кассами.
- Лавки узкой направленности, специализирующиеся на одном виде продукта – мясо, молочные или хлебобулочные изделия.
- Магазин у дома – самый простой и распространенный вариант, который выбирают все начинающие предприниматели. Базируется в небольшом павильончике площадью 25–40 кв. м.
Оценка рынка и конкуренции
Конкуренция в продовольственном бизнесе крайне высокая. Нередко можно встретить несколько соседствующих продуктовых магазинов, которые к тому же располагаются вблизи супермаркета. Такой подход к бизнесу считается опрометчивым, поскольку высок риск банкротства.
Оценка рынка и конкурентов проводится на основе следующих действий:
- Определение предполагаемого места размещения – для сравнения лучше взять несколько районов города.
- Определение количества магазинов, которые считаются наиболее успешными.
- Посещение точек с визуальным осмотром – внимание обращается как на формат продмага, так и на ассортимент.
- Цены – важная составляющая торговли. Стоит обратить внимание на успешные магазины и те, что пользуются наименьшим спросом, а затем определить ценовую политику.
- Формат работы – дневной или круглосуточный.
- Конкретное месторасположение – спальный район или точка в зоне пешей активности населения.
Сопоставление данных поможет выявить наиболее успешного конкурента и причины, влияющие на рост бизнеса (низкие цены или удачное расположение).
Справка: практика показывает, что для продуктового магазина в спальном районе наиболее выгодным местом считается пересечение нескольких дворов.
Описание услуг и ассортимента
Категории продуктов, пользующиеся популярностью в магазинах шаговой доступности:
- хлебобулочные изделия;
- молочная продукция;
- крупы;
- мясо;
- рыба;
- соль, сахар, приправы;
- соки, воды;
- алкоголь;
- сигареты;
- сладости;
- фрукты и овощи.
Нередко в продмаге можно встретить отдельную витрину с бытовой химией. Это максимально верное решение, потому что люди одновременно с продуктами приобретают средства личной гигиены, стиральный порошок, салфетки и другие повседневные мелочи, за которыми так не хочется идти в супермаркет.
Организационный план
Практические мероприятия по открытию торговой точки включают в себя регистрацию предпринимательской деятельности и получение разрешительных документов от контролирующих организаций. Только после этого нужно переходить к закупке оборудования и подготовке к открытию.
Регистрация продуктового магазина
Предпринимательская деятельность – нужно выбрать ИП или ООО. По сути, разница между ними небольшая, если ограничиваться 1–2 торговыми точками. При расширении бизнеса рекомендуется все-таки учредить юридическое лицо для более свободной работы.
Важно! ИП не имеет права на реализацию алкогольной продукции, кроме пива и других слабоалкогольных напитков.
Процедура оформления предпринимательской деятельности аналогична в обоих случаях – обращение в налоговую службу с необходимым пакетом документов, подача заявления с оплаченной госпошлиной и ожидание решения, которое выносится в течение 5 дней.
Далее необходимо посетить несколько государственных учреждений:
- Администрация – если предполагается получение аренды городской земли с последующим возведением здания под магазин. В случае если предполагается аренда готовой точки с дальнейшим ремонтом, проводится поиск арендодателя.
- Роспотребнадзор – обращение с документами на предпринимательскую деятельность, договором на аренду и ассортиментом будущего магазина.
- МЧС – для получения плана оснащения противопожарной безопасности.
Также предприниматель обязан заключить договор на вывоз мусора, оформить трудовые соглашения с сотрудниками и иметь на руках их медицинские книжки с пройденным медосмотром.
Представители Роспотребнадзора и МЧС посетят точку и выдадут заключения о состоянии здания. Положительное решение – можно приступать к дальнейшим действиям.
Справка: помещение обязательно должно быть оборудовано канализацией, водопроводом и системой вентиляции.
Выбор месторасположения
Место для продуктового магазина играет одну из ключевых ролей. Оптимальными вариантами считаются:
- спальный район многоквартирных домов;
- оживленный пешеходный переход;
- пересечение нескольких крупных улиц;
- близость с автобусной остановкой и жилым кварталом;
- район студенческого городка.
Главный критерий выбора места для продмага – высокая проходимость людей.
Аренда помещения
С собственником здания заключается стандартный договор аренды на установленный срок. Требования к помещению:
- площадь от 25 кв. м;
- наличие входа для покупателей и отдельный подъезд для приемки товара;
- наличие водопровода и канализации;
- адекватная цена;
- желательно, чтобы точка использовалась ранее под магазин.
Последний пункт имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Большой плюс, если помещение использовалось ранее под магазин, потому что придется меньше тратиться на ремонт и переоборудование. Но с другой стороны – если прежний предприниматель съехал, то бизнес у него либо не окупился, либо расширился.
Рекомендуется навести справки о прошлом арендаторе торговой точки – какие товары реализовывались, основные причины закрытия.
Совет: задавать подобные вопросы арендодателю не имеет смысла, потому что ему невыгодно критиковать свое помещение.
Закупка торгового оборудования
Список оборудования для продовольственного магазина может отличаться в зависимости от выбранного формата и площади помещения. Минимальный перечень следующий:
- кассовый аппарат;
- прилавок;
- витрина;
- стеллажи;
- уголок потребителя;
- холодильное оборудование;
- оборудование для хранения продуктов;
- подсобный инвентарь.
Стоит отметить, что часть вещей предоставляется поставщиками – морозильные камеры для мороженого, холодильники под соки и воды, стойки и стеллажи для сухариков/чипсов.
Подбор персонала
На первом этапе потребуется хотя бы 2 продавца, работающих посменно. Требования к сотрудникам:
- опыт в сфере торговли;
- умение пользоваться современными кассовыми аппаратами и терминалами для безналичной оплаты;
- опрятный внешний вид;
- отсутствие вредных привычек.
Приоритет всегда отдается женскому полу в возрасте 25–45 лет.
Поиск поставщиков
Практически в любом городе с населением от 30–50 тысяч человек есть оптовые базы. Необходимо созвониться с несколькими из них и выбрать поставщиков продукции, оптимальных по цене и срокам доставки.
В течение месяца торговые представители производителей сами выходят на предпринимателя, что будет намного выгоднее для закупки товара.
Реклама магазина
В качестве рекламной кампании продуктового магазина эффективным будет:
- раздача листовок на улице;
- распространение буклетов по подъездам;
- вывеска на здании торговой точки;
- штендеры на пути следования к продмагу.
Использование СМИ и интернета при открытии продовольственного магазина слишком дорого и неэффективно.
Финансовый план
Грамотные финансовые расчеты помогут определить будущие затраты на подготовительном этапе, сформировать траты на закупку товара и посчитать потенциальную прибыль.
Вложения капитала
Расходы на старте (в рублях):
- 15 000 – оформление предпринимательской деятельности и разрешительных документов;
- 24 000 – аренда (с расчетами того, что площадь помещения 30 кв. м по 800 рублей за метр);
- 70 000 – ремонт;
- 150 000 – закупка оборудования;
- 15 000 – реклама.
Итог: 274 000 рублей.
Ежемесячные расходы
Траты в месяц (в рублях):
- 40 000 – заработная плата (2 сотрудника);
- 15 000 – коммунальные услуги;
- 100 000 – закупка товара;
- 30 000 – непредвиденные расходы.
Сумма, указанная для приобретения товара, условная, потому что большинство поставщиков предоставляют продукцию под реализацию. Однако такой ходовой товар, как сигареты, приобретается только за наличные средства с последующей продажей и получением выгоды.
Итог: 185 000 рублей.
Доходы
Размер прибыли продуктового магазина практически всегда зависит от покупательной способности.
К примеру, точку посещают 50 человек в день. Средний чек варьируется в пределе 170 рублей. Выручка в сутки составит 8 500 рублей. В месяц – 225 000 рублей.
Расчет прибыли
Чтобы узнать чистую прибыль, нужно из общего дохода вычесть обязательные расходы.
225 000–185 000=40 000 рублей в месяц.
Показатели рентабельности и срок окупаемости инвестиций
Рентабельность – отношение чистой прибыли к общему доходу, умноженная на 100%.
40 000/225 000*100=18%
Рентабельность продуктового магазина шаговой доступности с таким значением – отличный показатель.
Учитывая, что было вложено почти 300 000 рублей, а чистый доход составляет 40 000, то окупаемость наступит через 7 месяцев.
Для одних предпринимателей продовольственный магазин – это старт в бизнесе. Далее люди открывают более крупные точки, сети или меняют вид деятельности, понимая суть работы. Другие бизнесмены остаются в этой сфере надолго, если не навсегда, потому что, имея даже 2–3 небольших магазина шаговой доступности, можно вести спокойный и одновременно преуспевающий бизнес.