Упаковка широко применяется почти во всех областях производства. Это изделие, обеспечивающее сохранность продукции, обычно изготавливается из дерева, пластика или бумаги. Последний вариант пользуется большой популярностью и используется наиболее часто. В связи с высоким спросом на картонную тару бизнес, связанный с ее производством, относится к наиболее перспективным. Познакомиться с особенностями этого проекта поможет подробный бизнес-план по производству гофротары, включающий все финансовые расчеты.
Описание бизнес-идеи по производству гофротары, актуальность
Некоторое время можно было наблюдать появление большого количества упаковки, созданной из пластика и отодвигающей на задний план аналог из картона. Однако многие производители приняли решение возобновить изготовление гофрокартона в связи с его надежностью и экологической чистотой. При своем небольшом весе и невысокой стоимости этот материал имеет отличные качественные характеристики.
Гофрокартон применяется почти во всех производственных сферах, в него упаковываются:
- продукты питания;
- парфюмерия;
- лекарства;
- метизы;
- табачные изделия;
- обувь;
- сувениры;
- бытовая химия;
- приборы и т. п.
Бизнес по изготовлению гофротары имеет ряд преимуществ, основными считаются:
- высокий спрос;
- возможность использования вторсырья (в данном случае макулатуры).
Подобный вид деятельности отличается высокой рентабельностью, о чем свидетельствует ежегодное увеличение производства этого вида упаковки и ее большой расход.
Что такое гофрокартон, его виды и преимущества
Гофрокартон хорошо знаком каждому человеку, поскольку созданную из этого материала тару можно встретить всюду. Его доля среди всех используемых вариантов упаковки составляет около 40%. Такая популярность обусловлена высокой прочностью и способностью выдерживать значительные нагрузки. Кроме того, картон так же, как и обыкновенная бумага, находит применение в качестве вторичного сырья, что является существенным плюсом.
Каждый из видов гофрокартона обладает рядом особенностей, на основании которых этот материал классифицируется по следующим признакам:
- количество слоев;
- масса на 1 м2;
- форма профиля (тип и размеры волн).
В соответствии с количеством слоев гофрокартон подразделяется на такие классы:
- «Д» – состоит из двух слоев: плоского и волнистого. Такой тип широко применяют для упаковки путем обертывания и изготовления амортизирующих подкладок. Материал отличается гибкостью, что позволяет без труда сворачивать его в рулон.
- «Т» – имеет три склеенных между собой слоя, где гофрированный располагается между двумя плоскими. Обычно этот вариант используют для изготовления коробок среднего размера и помещенных в них вставок.
- «П» – в его состав входит пять чередующихся слоев: ровный, волнистый, затем снова ровный и т. д. Этот класс гофрокартона используется для изготовления тары крупных размеров.
- «С» – включает семь слоев и отличается повышенной прочностью.
В зависимости от количества слоев гофрокартон выпускается в виде листов или рулонов. Преимущества материала заключаются в следующем:
- прочность и неподверженность деформации;
- маленький вес;
- низкая стоимость;
- возможность многократного применения;
- экологическая чистота;
- универсальность, допускающая использование картона в различных целях.
Недостатком гофрокартона является его высокая влагопроницаемость, для ее устранения некоторые производители обрабатывают материал специальными составами.
Технология изготовления гофротары
Для производства гофрокартона используется картон и бумага необходимой плотности, а также силикатный клей, сам процесс состоит из нескольких операций:
- Перед использованием картон и бумагу оставляют на 24 часа в помещении с температурой 15 °С для кондиционирования.
- Закрепленные на специальном оборудовании рулоны разматывают и подвергают нагреву и увлажнению. Эта процедура необходима для того, чтобы картон и бумага как можно лучше склеились.
- Бумагу помещают в гофрирующий пресс, в котором она проходит сквозь валы, оснащенные зубьями, при температуре 160–180 С°, в результате чего формируется волнистый слой.
- Волнистую бумагу подают в устройство, наносящее клей, где одна из сторон материала покрывается клеевым составом.
- Проклеенный гофрированный слой фиксируют с картоном при помощи прижимного вала. При производстве двухслойного изделия этой операцией процесс завершается.
- Для изготовления материала, имеющего более двух слоев, заготовку вновь помещают в оборудование, где после нанесения клея гофра соединяется с картоном. Подобную процедуру повторяют в зависимости от требуемого количества слоев.
- Наполовину готовое изделие перемещают в камеру для сушки, в которой происходит удаление влаги и затвердевание клеевого состава, означающее полное склеивание материала.
- Гофрокартон подают на участок производственной линии, где осуществляют его охлаждение.
- Завершающим этапом является резка, данную процедуру производят посредством дисковых ножей. Материал нарезают на листы с необходимым размером, после чего обвязывают и упаковывают.
Далее из гофрокартона изготавливается упаковка, этот процесс включает ряд основных действий:
- подготовка материала и его размещение на приемных поверхностях технологической линии;
- высечение требуемых элементов и нанесение нужного рисунка и логотипа;
- укладка в пачки с последующей вязкой.
Анализ рынка и конкуренции, оценка рисков
Приняв решение открыть производство гофрокартона, нужно учитывать уже существующую конкуренцию в данной сфере. Для повышения конкурентной способности эффективны следующие меры:
- изучение рынка и цен на данную продукцию в регионе;
- грамотное проведение ценовой политики предприятия;
- работа над качеством;
- выбор площадей под производство с выгодным территориальным расположением;
- проведение рекламной кампании, способствующей продвижению гофротары на рынке.
Изготовление гофрокартона может сопровождаться такими рисками, как:
- Неудовлетворительная организация производства: закупка оборудования у непроверенных поставщиков, наем непрофессионального персонала.
- Отсутствие желаемого уровня качества продукции.
- Низкие финансовые показатели, обусловленные неправильным планированием производства.
С целью предотвращения всех перечисленных рисков следует своевременно предусмотреть их возникновение и принять соответствующие меры.
Организация бизнеса по шагам
На первых этапах организации производства гофрокартона необходимо ознакомиться с требованиями, предъявляемыми государственными органами к этому виду деятельности. Данный бизнес не требует получения лицензий, для его открытия нужно лишь зарегистрироваться в налоговой инспекции.
Регистрация производственного предприятия, документы
При оформлении компании предстоит выбрать одну из двух правовых форм: ООО или ИП. В данном конкретном случае желательно отдать предпочтение первому варианту, поскольку изготовление подобной продукции подразумевает сотрудничество с крупными фирмами и государственными организациями. Регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в несколько этапов:
- подготовка пакета документов (заявление, паспорт учредителя, устав общества, сведения об уставном капитале, решение об учреждении юридического лица, квитанция, подтверждающая оплату госпошлины);
- обращение с документами в налоговый орган;
- выбор системы налогообложения;
- получение свидетельства о регистрации в течение 5 рабочих дней.
При оформлении документов обязательно указывается код ОКВЭД, соответствующий деятельности, в данном случае – 17.21 (Производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары).
В качестве налоговой нагрузки подобному бизнесу лучше всего подойдет УСН со ставкой 15% от прибыли.
Производственное помещение и склады
Изготовление гофрокартона и тары из него потребует больших площадей, на которых будет размещаться технологическая линия, а также склады для хранения сырья и готовой продукции. Минимальная площадь для обустройства производственного цеха должна составлять 800 м2, для упаковки – 800 м2, а для двух складских помещений – по 500 м2. Из этого следует, что общая площадь под производство составит от 2 600 м2. Кроме того, необходимо позаботиться о наличии санитарного узла и комнат для нужд персонала. Производственные цехи оснащаются тельфером (грузоподъемным устройством) или электропогрузчиком. Из коммуникаций необходимо наличие:
- электросети;
- системы холодного и горячего водоснабжения;
- отопления;
- вентиляционной системы.
Климатический режим в помещении должен соответствовать установленным нормам: температура воздуха не менее 18 С°, уровень влажности не более 17%.
Покупка оборудования
Чтобы заниматься изготовлением гофрокартона, понадобится комплекс производственного оборудования, в который входят следующие устройства:
- механизм для разматывания рулонов (раскат);
- пре-кондиционер (для подогрева и увлажнения сырья);
- гофрирующий пресс;
- аппарат для нанесения клея;
- накопительный мост;
- сушильная установка;
- машина для продольно-поперечной резки.
Для изготовления упаковки из гофрокартона производственная линия должна включать ряд элементов:
- резательно-рилевочное оборудование;
- устройство для высечки;
- автоматический пресс;
- аппарат цифровой печати;
- фальцевально-склеивающий механизм.
Каждый из агрегатов можно закупить отдельно, но идеальным решением станет приобретение укомплектованной производственной линии. В этом случае станки будут уже отлажены для работы друг с другом, а поставщик окажет помощь с запуском сразу всей системы.
Сырье
К выбору сырья для производства нужно отнестись с особым вниманием. Чтобы готовая продукция отличалась качеством, бумага и картон должны соответствовать определенным стандартам. Для функционирования предприятия понадобятся:
- бумага с плотностью 100–140 г;
- картон с плотностью 150–240 г;
- крахмальный или силикатный клей.
Формирование штата сотрудников
Технологическая линия для изготовления гофротары предусматривает максимально автоматизированное производство, но, несмотря на это, предприятию понадобится штат сотрудников в количестве, зависящем от масштабов деятельности:
- специалист, отвечающий за функционирование оборудования, производящего гофрокартон;
- оператор, обслуживающий машины, изготавливающие непосредственно тару;
- грузчик;
- уборщик;
- наладчик оборудования;
- руководитель;
- бухгалтер;
- менеджер по закупкам и продажам.
В дальнейшем в процессе развития деятельности потребуется приобретение транспортных средств для перевозки сырья и готовой продукции, а также включение в штат водителей.
Каналы сбыта готовой продукции
К потребителям гофротары относятся производители следующих товаров:
- фармацевтика;
- бытовая химия;
- сувениры;
- алкогольные и табачные изделия;
- продукты питания и т. п.
Рекламировать продукцию можно такими способами:
- размещение всего ассортимента с ценами на собственном сайте;
- реклама на сторонних сайтах;
- рассылка предложений на электронную почту возможных потребителей;
- использование тематических изданий;
- звонки потенциальным заказчикам.
Финансовая часть бизнес-плана
На сумму прибыли и рентабельность, как правило, оказывает влияние ряд факторов:
- количество стартовых вложений;
- мощность производственной линии и ее качество;
- сумма ежемесячных расходов;
- актуальность продукции в конкретном регионе;
- бесперебойность производства.
Осуществляя расчеты финансовых показателей, следует учитывать их возможное отличие в том или ином регионе.
Сколько придется вложить в проект на старте
Инвестиции для запуска производства будут состоять из следующих расходов:
- покупка, монтаж и настройка оборудования – 5 500 000;
- приобретение сырья – 400 000;
- аренда производственных площадей (от 2 500 м2) – 170 000;
- рекламная кампания – 40 000.
Всего для стартового капитала понадобится 6 110 000 рублей.
Текущие расходы
Для бесперебойной работы предприятия потребуется осуществлять ежемесячные расходы на следующие нужды:
- аренда – 170 000;
- закупка сырья – 400 000;
- заработная плата персонала – 700 000;
- коммунальные платежи – 100 000;
- реклама – 15 000;
- непредвиденные расходы – 25 000.
Общая сумма составит 1 410 000 рублей.
Доходы и расчет прибыли
За один рабочий день с графиком в две смены предприятие сможет производить 13 000 м гофрокартона, в месяц – 390 000 м. При средней цене за 1 метр 8 рублей месячный доход составит 3 120 000 рублей.
Разница между ежемесячным доходом и расходами:
3 120 000 – 1 410 000 = 1 710 000 рублей.
Сумма налоговых отчислений со ставкой 15% от прибыли составит:
1 710 000 х 0,15 = 256 500 рублей.
Чистая прибыль предприятия:
3 120 000 – 1 410 000 – 256 500 = 1 453 500 рублей.
Оценка рентабельности и окупаемости бизнеса
Рентабельность компании, связанной с производством гофротары, составит:
1 453 500/3 120 000 = 46,5%.
Таким образом, для полной окупаемости проекта понадобится от 4,5 до 5 лет.