Конкуренцией пронизаны все ниши российского бизнеса. Чтобы выжить на рынке предприниматели развивают не только свой продукт, но и себя – чтобы во всем превосходить своих конкурентов. Быть лучше своих соперников жизненно важно. Поэтому в России хорошо развит инфобизнес, особенно тренинги, как самое востребованное его направление. Бизнес-план тренингового центра позволит изучить эту нишу и понять, насколько актуален данный бизнес.
Тренинговый центр как бизнес: актуальность и востребованность идеи
Тренинг-центр – это место, где люди получают знания, необходимые им в работе или личной жизни.
Цель тренинга – обучить, повысить квалификацию сотрудников или переучить.
Пример: Компания N занимается наружной рекламой. Копирайтер этой компании пишет плохие тексты. Они плохо продают. Найти ему замену сложно. Хороший специалист – на вес золота. Руководство отправляет копирайтера на курсы, которые проводятся в тренинг-центре. На курсах учат писать сильные тексты. Копирайтер проходит обучение у специалиста. Теперь он пишет хорошие тексты.
Еще пример: Саша – известный археолог. Он плохо выступает на конференциях – его презентации скучны, а сам он боится выступать перед аудиторией. Желая это исправить, Саша обращается в тренинговый центр и записывается на курсы по ораторскому искусству. Теперь Сашины доклады – самые интересные, потому что он избавился от страхов и научился делать свои материалы интересными для публики.
Кроме проведения курсов, тренинговые центры занимаются организацией конференций, мастер-классов, лекций и семинаров.
Целевая аудитория тренинг-центра – люди, которые хотят получить полезные и структурированные знания – в виде курса, лекции, мастер-класса.
Популярные направления этого бизнеса:
- бизнес-тренинг;
- обучение иностранным языкам;
- курсы по программированию;
- курсы по маркетингу;
- курсы по дизайну;
- курсы по ораторскому искусству;
- курсы по созданию сайтов;
- курсы по деловому этикету.
Преимущества и недостатки тренингового бизнеса
Преимущества:
- высокая рентабельность;
- низкий порог входа;
- быстрая окупаемость;
- низкие риски;
- широкий выбор ниш;
- высокий спрос на услугу.
Недостатки:
- сложно найти хороших тренеров;
- сложность продвижения на начальном этапе;
- бизнес зависим от рекламы;
- высокая конкуренция.
Организационный план
Регистрация деятельности
Закон обязывает предпринимателя регистрировать свой бизнес. Если бизнес не зарегистрирован – это незаконная предпринимательская деятельность. Санкции за такое правонарушение – штрафы, административная и даже уголовная ответственность.
Регистрация предпринимательской деятельности осуществляется в Федеральной налоговой службе.
Варианты легализации:
- Регистрация ИП (индивидуального предпринимателя). Самый простой и распространенный способ, оптимальный для малого и среднего бизнеса.
- Регистрация юридического лица. Подходит крупному бизнесу с большим оборотом.
Тренинговый центр лучше регистрировать как ИП – это проще и быстрее.
Чтобы оформить ИП, нужно:
- Выбрать способ регистрации – через интернет или по месту жительства. Первый вариант избавит от заполнения документов от руки, длинных очередей и частых визитов в налоговую.
- Определиться с ОКВЭД-кодами. Они сообщают ФНС информацию о регистрируемом бизнесе. Каждый код – это шифр, присвоенный отдельному виду предпринимательства. Закон разрешает выбирать сразу несколько кодов ОКВЭД с учетом расширения бизнеса в будущем. Это избавит от хлопот, связанных с переоформлением документации в будущем.
- Выбрать, как платить налоги. Рекомендуется остановиться на упрощенной системе налогообложения. Ее проще оформить, с ней легче работать.
- Оплатить государственную пошлину.
- Оформить заявление по форме Р21001. Инструкция по заполнению, требования и шаблон есть на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Регистрация индивидуальных предпринимателей».
- Отправить заявление в налоговую. К заявлению прикрепляется копия паспорта, ИНН-кода, оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
Внимание! Малейшая ошибка в оформлении документа – причина отказа в регистрации. Важно, чтобы в заявлении не было опечаток и недостоверных данных.
Выбор направления деятельности
Тренинговый центр ориентирован на платежеспособную аудиторию. Возраст клиентов – от 20 лет.
В тренинг-центре проводят занятия по следующим направлениям:
- Личностный рост. Аудитория – начинающие предприниматели, менеджеры и все, кому важна карьера. Цель данных курсов – личностный рост слушателей. На курсах уделяют внимание финансовой грамотности, предпринимательскому мышлению и духовному развитию. На занятиях рассматриваются примеры из жизни успешных людей, анализируются жизненные ситуации.
- Курсы повышения квалификации. Формируются с учетом местного рынка труда. Рассчитаны на менеджеров, маркетологов, предпринимателей и всех, кому важно развитие в своей нише. Курсы рассчитаны на разные сроки – от двух-трех дней до нескольких месяцев.
- Обучение языкам. Английский, немецкий и французский – самые востребованные. Их учат студенты, предприниматели, путешественники и все, кому они нужны в работе или личной жизни.
- Курсы ораторского искусства. Карьера человека во многом зависит от его умения говорить и убеждать. Менеджеры и предприниматели – самый широкий сегмент целевой аудитории подобных курсов.
- Курсы по искусствоведению – живописи, музыке, театру, кино. Их посетители – творческие люди разного возраста.
Чтобы открыть тренинговый центр, нужно определиться с направлением. Рекомендуется выбрать сразу несколько – чтобы захватить большую часть рынка.
По отдельным направлениям курсы проводятся нечасто – раз в полгода-год.
Пример: для курсов по искусствоведению нужно приглашать специалистов – преподавателей вузов, искусствоведов, художников, музыкантов. Нанимать их в штат сотрудников будет невыгодно – им придется платить постоянную зарплату. Выгоднее приглашать их в оговоренное время и платить фиксированные гонорары.
Лицензирование
Тренинговый бизнес нуждается в лицензировании, потому что он предлагает образовательный услуги.
Важно! Лицензия нужна только для образовательных курсов. Для проведения мастер-классов и публичных лекций лицензирование не требуется.
Однако главный источник дохода тренинговой компании – это длительные курсы. Они стоят дороже, на них приходят постоянные клиенты, спрос на них выше.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Для получения лицензии нужно:
- Заявление.
- Свидетельство о регистрации тренингового центра.
- Паспорта помещений, в которых будут проводиться занятия.
- Данные о преподавателях, их квалификации.
- Список методической и учебной литературы.
- Информация о материально-техническом обеспечении тренинг-центра.
Срок рассмотрения заявления – 1 месяц.
Где искать квалифицированных тренеров?
Бизнес-тренеров много, но хороших преподавателей – единицы. Найти грамотного специалиста непросто, однако принимать на работу неквалифицированных тренеров – путь к краху бизнеса.
Данный бизнес зависим от хороших кадров. Они должны:
- иметь высокую квалификацию;
- быть коммуникабельными, быстро находить общий язык с клиентами;
- быть полезными клиенту;
- иметь успешный опыт в бизнесе;
- быть известными в кругах предпринимателей.
Признаки плохого бизнес-тренера:
- скучно рассказывает;
- льет воду вместо фактов;
- не имеет опыта в бизнесе;
- не несет клиенту пользу.
Принять на работу неквалифицированного тренера – потерять лояльность клиентов.
Где искать преподавателей:
- В вузах. Многие преподаватели работают на полставки в вузе. В свободное время они занимаются наукой и проводят публичные лекции. Главное – найти хорошего лектора.
- Переманить у конкурентов. Предложить лучшие условия, больше клиентов, более высокую заработную плату.
- В интернете. Многие бизнес-тренеры работают через интернет. Важно, чтобы они согласились работать только в тренинг-центре. При совмещении с деятельностью через интернет есть риск, что они будут уводить клиентов.
- Обращаться к предпринимателям-практикам. Это лучший вариант, потому что лекцию читает человек, который знает, о чем говорит, у которого уже есть успешные бизнес-проекты, и ему есть чем поделиться с аудиторией.
Нужен ли офис?
Офис и тренинг-центр расположены в одном здании – так удобнее работать.
Для организации бизнеса понадобится помещение площадью не менее 200 кв. м. Оно будет разделено на два тренинговых зала и офис.
Внимание! Важно, чтобы офис был расположен ближе к центру города – в месте, куда несложно добраться с разных концов города, где чаще всего бывают представители ЦА этого бизнеса.
Общие требования к помещению:
- легко добраться;
- находится в современном офисе;
- залы оборудованы необходимой мебелью;
- хорошо проветривается и отапливается;
- есть интернет или его можно провести;
- есть парковка для автомобилей.
Рекомендуется пересмотреть все возможные варианты и выбрать наиболее выгодный – с учетом цены и удобства.
Реклама и маркетинг: методы привлечения клиентов
Инфобизнес зависим от рекламы.
Чтобы привлекать клиентов, нужно нанять в штат маркетолога или заключить контракт с рекламным агентством.
Чем больше способов продвижения используется, тем лучше.
Рекламная кампания состоит из нескольких этапов:
- Подготовка. Включает в себя изучение рынка, аудитории, ее отдельных сегментов, поведенческие факторы.
- Создание рекламных материалов. Под каждый сегмент ЦА готовятся разные рекламные материалы. Учитываются особенности целевых групп.
- Тестовая кампания. Перед запуском полноценной кампании запускают тест. Его цель – рассчитать среднюю стоимость лида, изучить активность ЦА, протестировать рекламные материалы – какие хорошо работают, а какие несут убытки. Эффективные оставляем, плохие удаляем.
- Запуск кампании.
Источники продвижения:
- Собственный сайт. Продвигается при помощи СЕО и контекстной рекламы. На сайте публикуется хороший контент, который интересен и полезен ЦА. Это помогает ему лучше индексироваться в поисковых системах и повышает лояльность аудитории.
- Социальные сети. СММ-продвижение – это продвижение в соцсетях, где есть представители разных целевых групп. Их можно привлекать в сообщества, блоги или при помощи таргетированной рекламы переводить на сайт компании. Плюс соцсетей – повышают лояльность клиентов, делают их постоянными.
- Email-маркетинг. Рассылки компаниям и частным лицам. Многие фирмы отправляют своих сотрудников на курсы повышения квалификации. Если владельцам бизнеса и менеджерам напоминать о курсах, они будут чаще обращаться в тренинг-центр. Главное – не использовать спам и не делать рассылки часто. А лучше всего – сегментировать аудиторию и отправлять только те письма, которые будут ей интересны.
- Наружная реклама. Эффективно работает, если размещать ее в местах, где часто бывают представители ЦА.
- Реклама в СМИ, печатных изданиях.
Сколько денег принесёт тренинговый центр?
Доходность проекта зависит от:
- Квалификации сотрудников.
- Спроса на услуги на местном рынке.
- Ценовой политики тренинг-центра.
- Уровня конкуренции.
- Рекламы.
Тренинговый центр – прибыльный бизнес, если его грамотно организовать. Развитие предпринимательства в России позволяет сделать прогноз, что спрос на образовательные услуги будет расти. Чтобы получить готовый бизнес-план тренинг-центра с точными расчетами, рекомендуется обратиться к специалистам.