Многие предприниматели сталкиваются с выбором – стоит ли открывать бизнес по франшизе или пойти собственным путем. Вопрос действительно серьезный, потому что, с одной стороны, франчайзер предоставляет полный пакет услуг по реализации проекта, а с другой – требуется немалая сумма средств на приобретение франшизы.
Что такое франчайзинг?
Большинство людей не видят разницы между франшизой и франчайзингом, принимая оба понятие за одно и то же. На самом деле существует определение и того, и другого.
Франчайзинг – договор между двумя сторонами, где франчайзер передает права на что-то, а франчайзи получает их за определенную плату.
Франшиза – предмет договора.
На примере ресторана Макдоналдс можно объяснить все гораздо проще:
- Сеть ресторанов быстрого питания – это франчайзер. Владелец успешно продает франшизу по всему миру и получает проценты за использование бренда.
- ИП Иванов А. А. – франчайзи. Он заключает договор с представителем Макдоналдса на открытие ресторана в Воронеже.
- Получение прав на использование бренда и открытие типовой сети быстрого питания – это франшиза.
Заключенный договор между владельцем Макдоналдса и Ивановым А. А. называется франчайзингом.
Особенности договора франчайзинга
Основные критерии:
- в качестве франшизы выступает как бренд (товарный знак), так и наработанная схема или технология;
- в договоре указываются права и обязанности обеих сторон, за несоблюдение которых предусматривается наказание. В частности, франчайзер обязан предоставить право на использование бренда, обеспечить бизнес-планом, рекламными материалами. Оказание помощи и поддержки также входит в обязательства владельца бренда. Франчайзи обязуется в точности соблюдать технику развития бизнеса, следовать установленным правилам компании и вовремя реагировать на замечания;
- франшиза предусматривает платное приобретение прав. Сумма и последующие взносы указываются в договоре;
- франчайзинг подразумевает конкретный срок действия договора, а также конкретный субъект РФ для ведения бизнеса;
- договор франчайзинга является полностью законным на территории России и регулируется действующим законодательством в области охраны интеллектуальных прав.
Справка: приобретение франшизы не означает, что предприниматель под известным бредом может продавать все что угодно. Приобретаются только права на интеллектуальную собственность и помощь в развитии на первых этапах. Ведение бизнеса должно в точности соответствовать требованиям правообладателя лейбла или товарного знака.
Преимущества франшизы
Суть договора франчайзинга – взаимовыгодное сотрудничество обеих сторон. Франчайзер получает прибыль и расширяет свой бизнес, а франчайзи приобретает готовый бизнес-план и поддержку по развитию. Именно отсюда вытекают основные положительные стороны франшизы.
Плюсы:
- Бренд. Франшиза — это всегда известный и узнаваемый торговый знак, который не может быть убыточным на начальном этапе. В дальнейшем все зависит от предпринимателя, его опыта и приложенных усилий, но на первом этапе действия по раскрутке бизнеса не требуются.
- Минимум вложений в рекламу – отличие известного лейбла от нового в том, что первый не нуждается в маркетинговой кампании. Достаточно открыть заведение и, грубо говоря, оповестить население, что в городе открылся ресторан быстрого питания, популярный бар или пиццерия. Люди, знакомые с брендом по другим городам, пойдут сравнить кухню, обслуживание и цены. Остальные посетят заведение хотя бы из-за интереса.
- Поддержка от франчайзера – помощь выражается не только в предоставлении подробного бизнес-плана, рекламных материалов, но даже в выборе места открытия торговой точки, ориентируясь на свой опыт. После запуска бизнеса франчайзи получает помощь и ответы на любые вопросы, связанные с продвижением и ростом предприятия.
- Финансовый план – приобретение франшизы подразумевает детальный расчет вложений, поэтому предприниматель заранее знает, сколько ему потребуется средств для полного запуска бизнеса. С собственным делом затраты предугадать невозможно, особенно если средства берутся в кредит.
- Поставщики – предпринимателей на рынке настолько много, что контрагенты вправе выбирать с кем и на каких условиях сотрудничать. Новички в деле не пользуются доверием и популярностью. Но это не касается тех, кто работает по франшизе, потому что статус и репутация бренда говорят сами за себя.
Это далеко не все положительные стороны франшизы, но делать скоропостижные выводы рано, потому что следует знать и о минусах такого ведения бизнеса.
Недостатки франшизы
К отрицательным сторонам относятся:
- высокая стоимость франшизы и необходимость в дополнительном вливании средств в бизнес на регулярной основе. Сюда же можно отнести необходимость отчисления франчайзеру процента от выручки. Цены на франшизы отличаются в зависимости от бренда, но минимальная планка варьируется в пределе 10-12 тысяч долларов, а средняя 25-30 тысяч. За такие деньги можно открыть собственный бизнес с нуля более глобального масштаба, чем предлагает любой франчайзер. Однако, разница компенсируется узнаваемостью и репутацией бренда;
- зависимость от правообладателя торгового знака – предприниматель обязан четко соблюдать условия договора, а значит, что он не может вносить собственные правки в бизнес. Это касается даже элементарного увеличения площади здания, когда требуется расширение бизнеса для получения дополнительной прибыли. Получается, что доход франчайзи изначально ограничен и не может быть выше определенного лимита. Для расширения бизнеса предусматривается приобретение новой франшизы на открытие второй и последующих точек;
- отсутствие гарантии – франчайзер не гарантирует 100% успех бизнеса, а предоставляет лишь инструменты для работы. Кроме этого, у предпринимателя нет никакой гарантии, что владелец торговой марки будет работать следующие несколько лет. Если основная компания прекратит существование, то франшиза станет неактивной;
- мировая политика – учитывая неоднозначную политическую ситуацию между РФ, Европой и США, а именно периодическое введение санкций, то заключать договор франчайзинга с иностранными компаниями крайне опасно. Сегодня бренд существует и процветает в каждом городе России, а завтра уже может оказаться под запретом. Несомненно, что это только предположения, но осторожность не помешает.
Совет: при выборе франчайзера следует провести сравнительный анализ нескольких аналогичных компаний, прочесть отзывы реальных пользователей в сети, узнать условия работы и объем предоставляемой помощи на стадии «до» и «после» открытия бизнеса. Ценовой сегмент также играет важную роль.
С какими проблемами можно столкнуться, начав бизнес по франшизе?
Франшиза – это не «золотая жила», как многие думают. Не стоит рассчитывать, что если предприниматель платит деньги, то всю работу за него должны делать другие люди. Бизнесмен приобретает лишь право и первоначальную поддержку, а дальнейшие этапы по развитию ложатся полностью на его плечи.
Одновременно с этим предприниматель может столкнуться с рядом параллельных проблем:
- Неактуальная сфера деятельности – вины франчайзера в этом быть не может, если предприниматель плохо разбирается в выбранном сегменте или рынок города просто перенасыщен реализуемым товаром.
- Малоизвестный франчайзер – суть франшизы не только во взаимовыгодном сотрудничестве, но и в узнаваемости бренда. К примеру, известные столичные блинные могут просто затеряться в провинциальном городе, воспринимаясь очередным заведением быстрого питания.
- Нечестный франчайзер – обязательства обеих сторон прописываются в договоре франчайзинга, поэтому если партнер на каком-то этапе прекращает оказывать поддержку, то он либо действует незаконно, либо изначально составил документ таким образом, по которому намерен получать доход без вложений.
- Отсутствие заявленной прибыли – нельзя сказать, что это норма, но вполне распространенное явление. Бизнес-план всегда предусматривает максимальный доход и положительное течение бизнеса. На практике прибыль несколько ниже, а при наличии других проблем может просто отсутствовать.
- Конкуренция – франшиза не является какой-либо гарантией успешности будущего начинания. Конкуренцию никто не отменял, особенно с заведениями, работающими по другим франшизам. К примеру, пирожковые, блинные и павильоны с шаурмой вряд ли могут представить серьезную конкуренцию Макдоналдсу, потому что работают в другом направлении и ценовом сегменте. Но при этом аналогичные сети быстрого питания КФС и Бургер кинг значительно преуспевают на этом поприще. То же самое касается и брендовой одежды, обуви, детских товаров.
Что лучше выбрать – свой бизнес или работу по франшизе?
Однозначного ответа нет, какой путь выбрать. Предприниматель должен определиться сам, основываясь на тематике бизнеса, наличия финансовых средств и возможностей. Если есть уверенность, что собственное дело принесет успех и это подтверждается не только на словах, но и множественными аналитическими данными и бизнес-планом, то приобретение франшизы будет невыгодным.
Обратная сторона – у предпринимателя имеется достаточный капитал, но нет никаких наработок в выбранной сфере. В этом случае, конечно, лучше обратиться к франчайзеру.
Франшиза – это инвестирование в собственный бизнес. Предприниматель должен понимать, что риски присутствуют всегда, включая даже такой, казалось бы, беспроигрышный вариант. Рекомендуется заниматься тем делом, о котором имеются хоть какие-то представления. В этом случае собственный опыт, репутация бренда и помощь франчайзера гарантируют успех в 85% случаев.
Найти франшизу
Каталог франшиз
Инвестиции: Инвестиции 950 000 ₽ В 2018 году Компания “Tutti Frutti Russia” запускает в России и странах СНГ и предлагает Вам присоединиться к новому франчайзинговому проекту “Сладкий Я”! “Сладкий Я” – новый, уникальный для России концептуальный проект островного кафе-бара мягкого мороженного с инвестициями до 1 млн.рублей! Описание франшизы - Данный проект ведёт та же команда, которая за 6 лет работы…
|
|
Инвестиции: Инвестиции 2 000 000 ₽ Создатели Tutti Frutti выводят на российский рынок новый формат кафе Cream Bar с ярким и современным дизайном, продуманной концепцией и отлаженным сервисом. Cream Bar - это новый формат джелатерии на российском рынке с совершенно новым подходом к производству и продаже замороженных десертов. Развитие Cream Bar – это шаг в будущее. Прямо перед гостями ежедневно будет…
|
|
Инвестиции: Инвестиции 3 500 000 — 10 000 000 ₽ Сеть основана корейской компанией Relay International Co. ltd. – разработчиком и первым производителем замороженных йогуртов в мире. Первое кафе «Ред Манго» открыто в Сеуле в 2003 г. – на два года раньше, чем «Пинкберри», и на несколько лет раньше, чем были основаны другие сети по продаже фрозен-йогуртов. «Ред Манго» – обладатель многих наград, отмечающих качество…
|
|
Инвестиции: Инвестиции 39 900 — 60 000 ₽ ООО ВЕНДМАШ основано в 2011 году Игорем Байбулатовым с целью производства инновационного вендингового оборудования и машин для общественного питания. В 2012 году компанией разработано оборудование для быстрого разогрева продуктов питания в кипящей воде, построен цех по производству пельменей и вареников и положен старт проекту ПЕЛЬМЯШ. С тех пор компания совершенствовала как технологическое оборудование, так и…
|
|
Инвестиции: Инвестиции 5 000 000 — 5 500 000 ₽ Мы федеральная сеть автокофеен, формата Drive Through (аналог Мак-авто). Данный формат активно набирает популярность в России, т.к. человек приходится становится мобильнее. Если коротко, то мы готовим вкусную и полезную еду по цене фастфуда. Доступность, мобильность, вкусная и свежая еда - это и есть залог успеха нашей компании. Мы потратили на разработку меню годы, однако и…
|
|
Инвестиции: Инвестиции 195 000 — 1 200 000 руб. GOOD FOOD – Федеральная сеть кафе быстрого обслуживания. Компания специализируется на продаже хот-догов, бургеров, картошки фри, из сырья высокой степени готовности, по стандартам качества «премиум», а также, горячих напитков в формате «кофе с собой». GOOD FOOD это: Более 100 заведений по всей территории России, от Новороссийска до Южно-Сахалинска; От 3 до 8 новых точек каждый…
|
|
Франшиза Carbonara fresh pasta bar Инвестиции: Инвестиции от 700 000 руб. Наша компания стабильно развивается на рынке франчайзинга уже более 7 лет. За этот срок более 15 действующих, успешных бизнесов, что подтверждает правильность выбранной бизнес-стратегии. Одни из самых успешных проектов - в области фаст-фуда. Секрет успеха – четкое ориентирование и молниеносное реагирование на динамично развивающийся рынок. Каждый наш проект – это всегда своевременное, отточенное, эффективное бизнес-предложение.…
|
|
Инвестиции: Инвестиции от 350 000 руб. WAFL — это усовершенствованный, доработанный, новый и абсолютно уникальный бренд, стоящий на голову выше любого конкурента в сегменте вафельного фастфуда. WAFL — это привлекательный и очень вкусный фастфуд в красивой и логичной упаковке. WAFL — это отточенное меню, грамотная маркетинговая стратегия, дизайнерская концепция каждой торговой точки и проработанная система торговли. Описание франшизы В январе 2015…
|
|
Инвестиции: от 600 000 руб. Основу прибыльности любого дела обеспечивает постоянный приток клиентов. А что же может привлечь покупателя? Прежде всего, это новизна и уникальность продукта. И многие начинающие и даже успешные бизнесмены пытаются отыскать ту нишу, которая еще не развита и легко может быть заполнена. Такой подход практически всегда может гарантировать успех дела, соответственно и получение значительной прибыли. При…
|
|
Инвестиции: от 3 000 000 руб. Воккер (Wokker) - российская сеть быстрого питания, работающая в формате лапшичных ресторанов с концепцией фастфуда. Открытие первого заведения состоялось в 2007 году, но только в 2014-м компания начала работу по франчайзинговой системе. Стремительно развиваясь и открывая несколько точек в разных частях Москвы, фирма получила статус одного из перспективных российских брендов на рынке быстрого питания. Сегодня…
|
|
Инвестиции: от 42 000 000 руб. KFC (Kentucky Fried Chicken, переводится как "Жареный цыплёнок из Кентукки") - это американская сеть быстрого обслуживания, предлагающая посетителям отведать фастфуд, приготовленный из качественных продуктов по особой технологии. В чем заключаются франшиза ресторанов KFC, какова ее стоимость и какие условия? Благодаря российской компании "Ростик Групп" мы можем видеть на улицах родного города заведения KFC и отведать…
|
|
Инвестиции: от 22 000 000 руб. Франшиза Бургер Кинг является одной из пяти наиболее востребованных бизнес-моделей среди представителей в сфере ресторанов быстрого питания. Предприниматели считают, что эта компания является наиболее успешной и прибыльной среди многих других. По популярности торговая марка Burger King стоит наравне с такими представителями ресторанов фастфуда, как McDonald's и Subway. Поэтому неудивительно, что и прибыль данный ресторан приносит…
|