Стоит ли рассматривать туалетный бизнес? Если как малый бизнес — это хороший проект, которому не страшны кризисы. Люди всегда хотят хлеба и зрелищ, после чего ищут, куда бы справить еще одну, жизненно важную нужду. Закон не позволяет это делать за каждым углом, нарушителям грозит штраф, а отхожих мест не так уж и много. И в этом случае законодатель как бы подыграл гражданам, которые задумываются об открытии своего дела.
В чем преимущество и недостатки проекта
Уже стало традиционным, что в систему ЖКХ привлекаются частные фирмы, которым отдаются на откуп различные работы. Это и вывоз мусора, обслуживание сантехники жильцов, проведение ремонтов квартир и домов, замена электропроводки. И во всех этих сферах, за исключением водоканала, где укрепился монополист, усиливается конкуренция между частными предпринимателями. Не исключение и туалетный бизнес, однако в нем есть ряд преимуществ и недостатков, сочетание которых оставляет эту нишу незаполненной.
Самый основной недостаток состоит не в непривлекательности этой ниши с эстетической точки зрения, а в невысокой прибыльности. С другой стороны этот рынок до сих пор ненасыщенный. Именно по причине его невысокой рентабельности предприниматели предпочитают находить себя в других проектах.
Основным клиентом для предприятия является город, и поэтому нужно налаживать контакты с представителями городских властей. Зато нет необходимости выплачивать ежемесячную аренду за место, на котором будут размещены кабинки. Большой плюс и в том, что городские власти заинтересованы в развитии подобных проектов, которые улучшают чистоту на улицах, во дворах и подъездах.
Несмотря на невысокую доходность, требуются небольшие вложения, которые окупятся в течение 6-12 месяцев, если предприниматель не замахнулся на создание сети передвижных туалетов. Но даже в этом случае можно обойтись суммой, эквивалентной в 100 тысяч долларов. Дополнительно стоит отметить следующие трудности:
- сложно подобрать персонал из-за непривлекательности этого вида занятости и его трудоемкости;
- пластиковые кабинки в суровых условиях российского климата в 2 раза быстрее выходят из строя, чем в центральной, западной и южной Европе;
- нельзя застраховать передвижные кабинки, все риски несет их владелец.
Немного о географических особенностях. Учитывайте, что в условиях Крайнего Севера этот бизнес начинать нельзя. Пластик быстро придет в негодность, а температура окружающей среды требует стационарных условий для туалета. Чем холоднее климат, тем рентабельность проекта хуже. Например, в Сибири он будет давать в 2 раза меньше прибыли, чем в условиях Центральной России.
Сколько потребуется вложений на старте
Для организации этого проекта достаточно зарегистрироваться в качестве ИП, никаких лицензий для него не требуется. Кабинок лучше покупать сразу несколько. 2-3 кабинки сможет одновременно обслуживать 1 оператор. Именно так правильно называется должность человека, отпускающего потребителям эту услугу. В его трудовой книжке это место работы будет так и обозначаться — оператор.
3 кабинки по цене в 20 тыс. руб. обойдутся в 60 тыс. руб., старый грузовичок можно взять по цене в 200-250 тыс. рублей. Но даже если прибавить к этому расходы на туалетную бумагу, то на этом они не заканчиваются — туалеты еще необходимо постоянно обслуживать.
Речь идет не о работе оператора, а об уборке содержимого кабинки, которое с каждым днем растет. Установленный бак с емкостью около 300 л необходимо очищать после каждых 500 посещений. Занимаются этим специальные сервисы, стоимость услуги для одной кабинки — 200-300 рублей. Берите в расчет, что эта услуга понадобится 1 раз в неделю или 3 раза в 2 недели, если в среднем за 1 день кабинку посещают до 100 человек. За месяц выйдет 4-7 раз или 800-2100 руб. на одну кабинку. Если кабинка используется во время массовых мероприятий, то к услугам очистки придется обращаться каждый день.
На этом расходная часть не заканчивается. Как только туалет убран, в бак необходимо залить специальный раствор. Он предназначен для улучшения процесса разложения отходов, устраняет характерный запах. Одна заправка бака обойдется в 80-120 руб. С учетом очистки 4-7 раз в месяц, на нее придется выделить 320-840 руб. в месяц.
Итого, на техническое обслуживание одной кабинки необходимо предусмотреть 1120-2940 руб. Добавьте расходы на туалетную бумагу (от 2 тыс. рублей), зарплату оператору (10-12 тыс. рублей), которых понадобится двое, дополнительные затраты в сумме 5 тыс. рублей на непредвиденные расходы. В совокупности это составит от 16 до 20 тыс. рублей.
Это расчет для одной кабинки, но если их 3, расходы не нужно умножать тоже на 3. Увеличиваются затраты на техническое обслуживание и туалетную бумагу, а значение зарплаты и непредвиденные расходы остаются прежними. Получаем, что на 3 кабинки в месяц придется потратить от 22 до 30 тыс. рублей.
Вместе с затратами на покупку кабинок и автомобиля в первый месяц придется потратить 282-340 тыс. рублей, что эквивалентно 5 тыс. долларам. 4/5 затрат составляет покупка автомобиля. Если арендовать его или взять напрокат, то первоначальные затраты не превысят 100 тыс. рублей. Аналогично можно поступить с кабинками, аренда которых обойдется в 3-5 тыс. руб. каждая. Если пойти этим путем, то первоначальный старт проекта обойдется в 40-50 тыс. рублей.
Какая прибыль от проекта
Ее нужно просчитывать, исходя из условий конкретного региона. Услуга может стоить и 5 руб., и 30 руб. Средняя стоимость по стране составляет 10 руб. расчет проводится на основе того, что в день одну кабинку посещают около 100 человек. Итого, выручка за день для одного туалета составляет 1000 руб. или 3000 руб. — для трех. В месяц это 90 тыс. рублей. Если отнять ежемесячные затраты, а это в пределах 30 тыс. рублей, то извлекаемая из предприятия прибыль — около 60 тыс. руб.
Но это расчеты на бумаге. На практике придется сильно попотеть, чтобы найти такое место, где в будний день около 300 граждан воспользовались бы услугами туалетных кабинок. Расчет проводился из условия, что они вместе стоят, и возле них трудится 1 оператор. На практике, чтобы добиться такого посещения, кабинки придется ставить в разных местах, поэтому и понадобится не 1, а 3 оператора. Это добавляет расходную часть в 20-24 тыс. рублей. Соответственно прибыль составит 35-40 тыс. рублей.
А какой доход от предприятия на мероприятиях? Выше указано, что на мероприятиях баки заполняются полностью. Это означает 500-600 клиентов за день, что составит 5-6 тыс. рублей с одной кабинки или 15-18 тыс. руб. с трех. Расходная часть на очистку и зарплату операторам составит в пределах 4-5 тыс. руб. — персоналу рекомендуется в этот день выплатить удвоенную зарплату. Результат — от 10 тыс. руб. прибыли за 1 день.
О чем придется побеспокоиться в самом начале
Успех проекта зависит не только от чистоты кабинок и честности операторов. Он начинается еще тогда, когда ничего нет — ни кабинок, ни персонала, ни договоренностей с городскими властями.
Выбор места — вот что составляет на 90% успех этого проекта.
Все «лакомые» места уже могут быть заняты — это рынки, вокзалы, стадионы. Тем более что в этих местах есть и стационарные туалеты, а это серьезный конкурент — условия лучше, а стоимость посещения такая же. Поэтому придется изучать город, смотреть, где открываются новые летние кафе, в которых не предусмотрены туалеты. Возле таких заведений установленную кабинку летом могут посещать по 200-300 человек в сутки.
Парки, скверы, стадионы, новые рынки, стихийные вокзалы маршруток на краю города, места возле торговых центров и универмагов, аллеи и бульвары, на которых продаются напитки, но негде справить нужду — все это нужно обойти и посмотреть на предмет выбора места для задуманного проекта.
Неплохо составить бизнес-план проекта и направиться в службу занятости. Предварительно необходимо зарегистрироваться в ней как безработный и написать письменное заявление, что планируете начать свой бизнес, на который хотите получить от государства стартовый капитал. На заявление будет получен ответ, в котором будет указана дата и место заседания комиссии, члены которой рассмотрят проект и вынесут свое решение — удовлетворить просьбу или отказать в ней. Такие проекты, которые не требуют больших вложений (50-100 тыс.руб.), имеют социальное значение для города или для региона, комиссия удовлетворяет.