Горячие пирожки – словосочетание уже вызывает аппетит и желание угоститься лакомством. Несомненно, что ни один общепит не сможет заменить домашнюю выпечку, но существует множество ситуаций, когда требуется срочный перекус по дороге. Несмотря на обилие сетевых забегаловок, кондитерских и других заведений, специализирующихся на реализации фаст-фуда, популярность исконно русских блюд не снижается. Практически на каждом углу можно встретить торговцев горячей продукцией – бабушки, палатки, маленькие киоски. Чтобы узнать насколько это выгодное дело, нужен бизнес-план пирожковой с подробными расчетами вложений на старте и потенциальным доходом.
Актуальность бизнеса по продаже пирожков
Крылатое выражение «разлетаются как горячие пирожки» придумано не просто так. Озвученная продукция всегда пользовалась огромным спросом у всех слоев населения, поэтому имеет тенденцию к быстрой распродаже. К точкам, с наиболее вкусным и качественным товаром, выстраиваются очереди, чтобы попробовать выпечку «с пылу, с жару».
Все это актуально и сегодня, когда рынок общепита переполнен различными заведениями фаст-фуда. Люди, привыкшие обедать или перекусывать на ходу, все чаще выбирают именно пирожки вместо заграничных хот-догов, гамбургеров и даже чрезвычайно популярной шаурмы. Объяснение простое – пирожки всегда свежие, горячие, а их стоимость намного ниже конкурентных блюд. Хот-доги и шаурма тоже готовятся на месте, но первое предусматривает лишь стандартный набор ингредиентов (сосиска, зелень, соусы), а шаурма хоть и имеет разнообразие в начинке, но слишком дорого стоит для мимолетного утоления голода.
Продажа пирожков была и остается актуальной, потому что люди не желают тратить время на прием пищи. А выпечка – это сытно, вкусно и максимально доступно.
Оценка рынка и конкурентов
На подготовительном этапе нужно провести анализ рынка и потенциальных конкурентов. Сложно встретить людное место без точки фаст-фуда. Как правило, в одном месте они встречаются в количестве 3-4 единицы. И это не ошибка предпринимателей, которые открывают бизнес в зоне с уже работающей «Шаурмой» или «Горячие хот-доги». При внимательном исследовании рынка можно заметить, что все точки занимаются продажей разной продукции.
Правильный анализ потенциальных конкурентов включает в себя:
- определение места с высокой проходимостью людей;
- обязательное наличие торговой точки по реализации фаст-фуда в другом направлении;
- определение покупательской способности – достаточно обратить внимание на посещаемость заведения в часы-пик, выходные и ночное время;
- обращение внимания на ассортимент, цены и сопутствующую продукцию;
- разновидность товара – собственное производство или приготовление на основе полуфабрикатов.
Важно: для максимально точного анализа рынка рекомендуется исследовать несколько районов, мест различного назначения и пропускной способностью людей. Выбор из 1-2 вариантов не будет объективным, поскольку не даст полноценной картины покупательской способности.
Кроме этого, следует обращать внимание на тип торговой точки конкурентов – киоск, павильон или заведение с посадочными местами. Выбор снова зависит от конкретного местонахождения. К примеру, в районе метро посадочные места в пирожковой менее актуальны, чем на вокзале или вблизи парков культуры и скверов. В метро люди всегда торопятся и принимают пищу на ходу, а на вокзале есть время до отправления автобуса/поезда, поэтому можно посидеть в пирожковой, заказать чай, кофе и сопутствующие товары.
Выбор типа заведения
Как уже было сказано, тип заведения напрямую зависит от места расположения. Будь то киоск или мини-кафе с посадочными местами – в каждом случае есть плюсы и минусы, поэтому нужно верно соотнести нахождение будущей торговой точки с типом работы.
Киоск
Мобильная конструкция размерами 4-6 кв. м., предусматривающая продажу пирожков через специальное окошко. Витрина киоска – это его центральная часть, где и выкладывается готовая продукция. Внутри помещения располагается холодильник, оборудование для приготовления или разогрева пищи, стол и умывальник.
Учитывая маленькие габариты киоска, в 70% случаев продукция является привозной, а покупатель приобретает разогретую в микроволновке выпечку. Однако, иногда предприниматели устанавливают внутри киоска печь и весь процесс приготовления пирожков происходит внутри торговой точки.
Киоск актуален для мест с высокой проходимостью людей:
- метро;
- центральный парк;
- набережная;
- студенческое общежитие;
- учебный корпус;
- школа;
- государственное учреждение.
Установка киоска по продаже пирожков рассчитывается на людей, которые покупают продукцию для употребления в дороге. Однако, немало тех, кто просто не хочет тратить время на посещение кафе и заказ столика, но при этом и есть на ходу также не привык. Удовлетворить прихоть таких клиентов несложно – достаточно установить пару столиков-зонтиков со стоячими местами возле витрины.
Справка: столики-зонтики предпринимателю обойдутся бесплатно, если заключить договор с поставщиком на реализацию исключительно их продукции. Компании, предоставляющие подобные услуги, занимаются поставкой напитков – «Пепси», «Кока-кола» и другие.
Мини-кафе
Помещение площадью 20-25 кв. м. с отпуском продукции через зал и с наличием посадочных мест в количестве 4-6 шт. Мини-кафе актуально при максимальном ассортименте, включающем не только выпечку с напитками, но и вторые блюда, салаты, закуски. Идеальным местом для открытия такого типа заведения считается:
- вокзал;
- места отдыха (парки, скверы);
- рынок;
- крупные торгово-развлекательные комплексы.
Большим плюсом считается, если выпечка и остальные блюда готовятся на месте из свежих продуктов.
Возможные риски
К рискам пирожкового бизнеса относятся:
- высокая конкуренция;
- низкое качество продукции;
- невостребованность бизнеса.
Бизнес-план пирожковой именно для того и нужен, чтобы не попасть в зону рисков. Бороться с конкурентами нужно только высоким качеством продукции и приемлемыми ценами. Учитывая низкую себестоимость конечного продукта, сделать это возможно в любых условиях. Остальные риски отпадут сами собой.
Регистрация деятельности
Бизнес на пирожках не требует регистрации юридического лица, поэтому статуса ИП будет вполне достаточно. Процедура получения свидетельства предпринимателя занимает 2-3 дня, а в стоимость включается только оплата госпошлины в размере 800 рублей. Необходимо обратиться в налоговую службу с паспортом, ИНН, оплаченной квитанцией пошлины и заявлением.
Выбор системы налогообложения
Оптимальным вариантом для пирожкового бизнеса считается упрощенная система (УСН) с 6% налоговых вычетов на доход. При этом имеется возможность снизить эту цифру вдвое за счет страховых взносов, уплачиваемых за сотрудников. Основание – письмо Минфина от № 03-11-11/159 от 16 мая 2013 года.
Есть мнение, что не менее выгодна система УСН 15% (доходы минус расходы), но в этом случае необходимо считать конкретные показатели бизнеса, потому что в каждом случае данные могут выглядеть как положительными, так и отрицательными.
Совет: изначально лучше выбрать стандартную «упрощенку» с 6%, а затем при необходимости перейти на другую систему.
Код ОКЭВД для работы с выпечкой и мучными изделиями – 15.81, а также 52.62 для розничной торговли.
Необходимые документы
Список документации для открытия пирожковой:
- разрешение от СЭС на производство и продажу мучной продукции;
- разрешение на открытие точки из Роспотребнадзора;
- заключение пожарной инспекции;
- разрешение муниципальных властей на открытие пирожковой.
Кроме этого, необходимо заключить соглашения с соответствующими компаниями и держать бумаги внутри торговой точки:
- договор на дезинфекцию и дератизацию;
- вывоз ТБО;
- регламентирующая документация на производство мучных изделий;
- лицензия ИП;
- медкнижки сотрудников.
Организационный план
Организация бизнеса – это практическая часть предпринимательского дела. Сюда входит поиск помещения, определение ассортимента, закупка оборудования и поиск персонала.
Несмотря на то что пирожковая предусматривает минимальные организационные мероприятия, подойти к ним следует с максимальной ответственностью.
Поиск помещения
Этап сразу делится на несколько подразделов:
- Приобретение мобильной площади – сюда относятся как новые, так и б/у-шные вагончики, киоски, небольшие павильончики, которые в последующем устанавливаются в желаемом месте. Мобильная торговая площадь в 95% случаев встает на арендуемой земле.
- Строительство – приобретение земельного участка в собственность с дальнейшей организацией торговой точки. Для успешного продвижения бизнеса место должно иметь большую проходимость людей.
- Аренда – наиболее распространенный вариант организации пирожковой, когда можно арендовать как сам киоск, так и фундаментальное строительство. При неблагоприятном раскладе дел всегда имеется вариант свернуть производство.
Наряду с поиском типа помещения, следует ориентироваться на покупательскую способность. Горячие пирожки – где чаще всего можно услышать это выражение:
- вокзал;
- метро;
- рынок;
- студенческое общежитие;
- оживленный пешеходный переход;
- пешеходная улица города;
- парк;
- аллея;
- сквер;
- супермаркет или торговый центр;
- стоянка такси.
В любом из этих мест можно организовать пирожковую, которая будет пользоваться спросом.
Закупка оборудования
Минимальный инвентарь включает в себя:
- электроплита с духовкой;
- разделочный стол;
- холодильник;
- раковина;
- микроволновка;
- чайник электрический;
- стул;
- раковина;
- расходные материалы.
Составление ассортимента
Здесь все просто – чем шире ассортимент, тем лучше. Для начала следует определиться с основным направлением – пирожки и их начинка:
- картошка;
- капуста;
- повидло;
- рис, яйцо, зелень;
- ягоды.
Кроме этого:
- чебурек;
- беляш;
- слойка;
- язычок песочный;
- ватрушка.
Из напитков – чай, кофе, какао, газированная вода. В будущем ассортимент расширяется за счет существующего спроса или выгодных предложений от поставщиков.
Персонал
Важный момент, который зависит от типа заведения:
- простой кисок, торгующий полуфабрикатами – 2 продавца, работающие посменно;
- киоск или павильон, реализующий собственное производство – 2 продавца плюс 1 пекарь;
- мини-кафе – здесь тоже должно присутствовать одновременно как минимум 2 человека – продавец и пекарь.
Обязанности администратора в первое время может исполнять непосредственно владелец точки.
Реклама пирожковой
Обычный киоск по продаже пирожков не требует массовой рекламы. Затраты на маркетинговую кампанию по ТВ, радио и даже в интернете не окупятся. Объяснение простое – подобных заведений очень много в каждом районе, поэтому люди не пойдут специально в другой конец города, чтобы купить «уникальный» пирожок.
Несмотря на это, рекламная кампания необходима и ее можно уместить в нескольких пунктах:
- вывеска – яркая, красочная, с оригинальным названием. К примеру, «Мистер бублик», «Пирожок угадай с чем» и т.д. Фантазия и креатив зависит от предпринимателя;
- листовки – на момент открытия и последующие 3-5 дней можно воспользоваться услугами промоутера в районе места нахождения;
- рекламные щиты – 2-3 плаката в районе нахождения торговой точки.
По факту реклама пирожковому бизнесу не требуется, поскольку если продукция вкусная, качественная и недорогая, то новость об открытии точки разлетится между потенциальными покупателями, как горячие пирожки.
Финансовые подсчеты
Самый главный этап, волнующий любого бизнесмена – окупится ли его бизнес или нет. Чтобы узнать это наверняка, нужно провести множество предварительных расчетов.
Вложения на старте
Регистрация предпринимательской деятельности не учитывается:
- аренда помещения – если брать небольшой киоск, то плата составляет в среднем 10 000 рублей в месяц. Если предприниматель хочет организовать мини-кафе, то стоимость увеличивается до 30-50 тысяч рублей. В данном случае будем исходить из минимальных расходов;
- оформление разрешительных документов и справок – 5 000 рублей;
- приобретение оборудования – 70 000 рублей;
- закупка продуктов – 20 000 рублей;
- закупка полуфабрикатов – 10 000 рублей;
- расходные материалы – 5 000 рублей.
Итог: 120 000 рублей на старте.
Текущие ежемесячные расходы
В месяц предусмотрены следующие траты:
- арендная плата – 10 000 рублей;
- продукты – 20 000 рублей;
- полуфабрикаты – 10 000 рублей;
- расходные материалы – 5 000 рублей.
Итог: 45 000 рублей в месяц.
Прибыль и рентабельность бизнеса
При подсчете прибыли стоит учитывать проходимость людей, среднюю стоимость чека и себестоимость продуктов. По статистике пирожковая в сутки обслуживает 100 человек. Средняя стоимость чека составляет 80 рублей – сюда входит одно мучное изделие (40-50 рублей, чай/кофе, газированный напиток). Если учитывать, что наценка на пирожок или чебурек составляет 150%, в случае с чаем и кофе – 200%, то приобретая еду за 80 рублей, предприниматель имеет чистой выручки 50-60 рублей.
Расчеты за месяц прибыли:
- средний чек – 80 рублей;
- количество покупателей – 100 человек;
- доход – 8 000 рублей в день.
Месячная прибыль – 240 000 рублей.
Расходы:
- 50 000 рублей – заработная плата продавцам (2 человека);
- ежемесячные траты – 45 000 рублей;
- непредвиденные расходы – 10 000 рублей.
Итог: 105 000 рублей в месяц.
Рентабельность определяется по формуле: Расходы/чистая прибыль*100%.
Расчет рентабельности: 105 000/240 000*100 = 43%
Теоретически пирожковый бизнес может приносить доходы со второго месяца открытия, полностью себя окупив. На практике невозможно учесть всех нюансов, поэтому окупаемость растягивается на 3-4 месяца. Несмотря на это, открытие пирожковой – крайне выгодное вложение, потому что предусматривает невысокий стартовый капитал, минимальные риски и высокую рентабельность.