Сегодня
USD ЦБ88.2824
EUR ЦБ96.2637

Важные вопросы при составлении бизнес плана пекарни и хлебозавода

Скачать Заказать Франшиза В избранное Обсудить

Перед тем как начать отрабатывать бизнес-план хлебозавода, следует определиться с его формой. Что это будет — полноценное промышленное предприятие с сотнями рабочих мест или небольшая хлебопекарня? Специалисты предлагают начинать именно с небольших пекарен, а впоследствии можно масштабировать бизнес, организуя крупное промышленное производство.

Хлебозавод

Сложности бизнеса в этой сфере

Основными сложностями проекта в сфере производства хлебобулочных изделий видится высокая конкуренция и необходимость быстро реагировать на изменение спроса потребителей. Еще 20-30 лет тому назад разновидностей хлебной продукции было не очень много, поэтому удовлетворить спрос потребителя было достаточно легко. Тем более что в российской глубинке выстраивались очереди за обычным хлебом. Но сейчас ситуация совершенно иная.

ХлебопекарняВ любом городском хлебном киоске можно насчитать с десяток разных видов хлеба, не говоря уже о других изделиях. Удивить производством всего нескольких видов продукции не получится.

Еще один важный момент — стремление местных властей регулировать стоимость этой продукции как наиболее социально значимой. Такие попытки вмешаться со стороны государства негативно отражаются на производстве. И хотя в 2015 году ряд таких решений субъектов федерации антимонопольным комитетом были признаны незаконными, устойчивая тенденция все-таки просматривается.

Достаточно посмотреть на соседнюю Украину, в которой государство как раз имеет успехи в этом направлении. Но это привело к тому, что 2/3 пекарен ушло в тень, в противном случае они вынуждены закрыться. В результате проигрывают все — производитель, потребитель и, собственно, само государство.

Хлебопекарня вместо хлебозавода

Почему нужно начинать с небольших пекарен? Во-первых, такой проект дает возможность не делать больших вложений. Предприятие сможет прочувствовать потребности рынка, выпуская небольшое количество продукции, тем самым сократив риски работать в убыток до нуля.

ПекарьВо-вторых, пекарня — более гибкая структура, которая может быстро подстраиваться под текущий спрос, найти новые ниши, которые не заняты. На заводе, у которого очень сильно механизирован весь процесс, любое изменение потребует серьезных усилий со стороны персонала. А это время, труд и финансовые потери.

Для малого и среднего бизнеса рекомендуется остановиться именно на организации хлебопекарни. Проект более мобилен и конкурентоспособен, не требует очень больших вложений по сравнению с заводом.

Насколько выгодно и целесообразно открывать пекарню? Ответ на это дает тот факт, что среди европейских стран Россия является единственной, в которой в некоторые регионы и районы организуется доставка хлеба. В результате часть населения только понаслышке знает о горячем хлебе, поскольку к ним он приходит уже остывшим.

Подготовительная работа и поиск помещения

Перед тем как вкладываться, нужно потрудиться над выявлением потребностей клиентов. Собирать информацию придется в разных местах, но больше всего придется работать с продавцами, которые непосредственно сталкиваются с потребителями и могут указать на позиции, пользующиеся наибольшим спросом.

Поиск помещенияПосле сбора этой информации уже можно составить список предполагаемого ассортимента. Лучше всего предварительно сделать пробную выпечку и поставить на рынок. Это даст возможность провести пробные замеры. Если ниша найдена, рецепты ко всем планируемым изделиям должны пройти сертификацию.

Сертификация каждого продукта, который будет выводиться на рынок, обязательна. Такой порядок сделал ненужным получение лицензии и повысил требования к качеству хлебобулочных изделий. Важно знать! Процедура сертификации может занять до трех месяцев, поэтому с нее и нужно начинать перед тем, как запускать производство.

Как только вопрос с производимым ассортиментом решен, нужно заняться поиском помещения. В этом случае нужно учитывать такие моменты:

  1. Будет ли продукция продаваться с самой пекарни или ее планируется вывозить на торговые точки?
  2. Какое оборудование будет закупаться на предприятие?

Если продажа будет осуществляться прямо с пекарни, помещение должно быть «проходным» и находиться в месте большого скопления людей. При планировании сбывать продукцию с торговых точек помещение может быть вынесено в любой район города или за его пределы, но тогда нужно учитывать транспортные расходы.

Что касается оборудования, то его минимальный комплект потребует площади около 100 м2. В этот комплект входят:

Мука для бизнеса

  • расстойный шкаф;
  • формовочная и тестомесильная машина;
  • печь;
  • округлитель;
  • просеивать муки.

В случае когда все это оборудование приобретается единым комплексом, размер помещения может быть существенно меньше — до 60 м2. Важно знать! Помимо сертификаций, придется согласовывать обустройство и размещение предприятия с СЭС и пожарной службой. По нормам, которые предъявляются СЭС, выпечка хлеба не может производиться в подвальных помещениях. Кроме этого, нужно предусмотреть на предприятии наличие:

  • проточного водопровода;
  • туалета для персонала;
  • системы вентиляции;
  • склад для хранения сырья.

Учтите, что цех, в котором происходит выпечка продукции, упаковочный цех и склад должны располагаться отдельно друг от друга.

Какие потребуются вложения?

КассирПро минимальный комплект оборудования, что в него входит, указано выше. Обойдется оно в 4 млн. рублей и выше. Печь обойдется в 600 тыс. рублей и выше. Хорошие марки зарубежных производителей обходятся в районе 1 млн. рублей и выше. Например, немецкие печи стоят свыше 2 млн. рублей. Но такие модели устойчивы к высоким нагрузкам, способны производить за сутки до 1,5 тонны готовой продукции.

Кроме производственного оборудования понадобится еще и торговое. В него входит:

  • кассовый аппарат;
  • витрина;
  • шкафы, предназначенные для хранения продукции;
  • сейф, в котором будут храниться документы и наличные деньги;
  • мебель и бытовой инвентарь.

На все это придется потратить около 200 тыс. руб. Аренда помещений (производственное и торговое) обойдется в 50-80 тыс. руб. в месяц. Сразу придется заплатить минимум за три месяца — 140-240 тыс.рублей.

Если подразумевается развозка (а без нее в большинстве случаев не обойтись), придется купить Газель, а это еще 350 тыс .руб. С учетом непредвиденных расходов и ремонта помещения первоначальные затраты могут достигнуть 5-5,5 млн. рублей.

Как организовать работу?

При проведенной предварительной работе, сделанных тестовых замерах, которые покажут уровень спроса тех или иных хлебобулочных изделий, остается набрать кадры для производства хлеба и наладить сбыт. Обе задачи не такие тривиальные, как может показаться в самом начале.

Пекарем не может быть простой человек с улицы. Выполнение возложенной на него задачи требует профессионализма, работа очень сложна, а ее оплата оплачивается невысоко. Пекарь получает зарплату в 18-25 тыс. руб. Такой же уровень зарплаты у технолога, который контролирует процесс производства.

Всего понадобится:

  • пекарь — 2 человека, если производство осуществляется днем, и 4 человека — если ночью;
  • технолог — 1 человек;
  • упаковщик, который контролирует отсутствие чужеродных предметов в изделиях — 1 человек;
  • грузчик — 1-2 человека;
  • уборщик — 1 человек;
  • водитель — 1 человек.

Фонд оплаты труда (ФОТ) составит 150-200 тыс. руб. в месяц. Набрав персонал и запустив производство, стоит уже иметь готовые торговые точки для сбыта. Совсем необязательно их открывать самостоятельно, хотя это только будет способствовать продвижению проекта и повысит рентабельность производства хлеба. Речь идет о заключенных договорах с сетевыми маркетами, универсамами и другими торговыми точками. Можно попробовать реализовывать продукцию и через киоски, но их, как правило, открывают под какое-то действующее производство хлебобулочных изделий, продукция конкурентов им не нужна.

К реализации нужно отнестись самым серьезным образом. Ошибочно будет считать, что запах горячего свежего хлеба сам будет его продавать. Это справедливо, если в сутки нужно реализовать всего 50-100 кг хлебобулочных изделий. Но если требуется продать 1,5 тонны и больше, одного запаха будет явно недостаточно — маркетинг и еще раз маркетинг.

Для открытия собственных точек не обязательно арендовать киоск или открывать магазин. Можно удешевить этот процесс и организовать торговлю с колес. Специально оборудованный хлебный фургон можно арендовать или взять в лизинг, что уменьшит расходы на развитие бизнеса.

Скрытые моменты

Несмотря на то что хлеб всегда пользуется спросом, его потребление в России значительно сократилось до 250 г в сутки на одного человека. Еще несколько десятилетий назад это значение было в три раза выше. Сказывается изобилие разных продуктов питания, которые косвенно являются конкурентами производства хлеба.

Кроме того, крупные города и столица просто перенасыщены этим производством, в них расположены десятки заводов и сотни пекарен. В совокупности это привело к тому, что рентабельность этого бизнеса с 50% просела до 7-15%. Это означает, что ежемесячных затратах в 400 тыс.руб., собственник будет извлекать чистую прибыль в 40-70 тыс. рублей.

Выходом из этой ситуации может стать поиск решений, при которых будет налаживаться сбыт большого количества продукции. Продажи с колес — лишь одно из таких решений.

Эксперименты с рецептами, закупка экономичного оборудования — все это способно существенно повысить рентабельность, но такие решения необходимо принимать еще на стадии планирования проекта.

Заказать бизнес план

Оставьте комментарий